Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Музей в селе Кын, Пермский край

Путешествие в село Кын. Экскурсия в Кыновский музей

12.12.2016 09:33:03

Текст: Михаил Латышев

Село Кын мы мечтали увидеть давно и первая же поездка туда впечатлила. В один из ноябрьских дней моросил дождь. Решив скоротать время в местном музее, мы пришли к большой избе с вывеской Кыновского Народного Дома. У него оказалась интересная история.

 Кыновской Народный Дом

Труппа Народного театра села Кын. Автор: Фото Кыновского музеяСтрогановы устраивали в чусовской глухомани маленький "Петербург" с духовной жизнью, где можно было посетить храм, театр. Прошение о Театре служащие Кын-Завода подали графу Григорию Строганову в 1840 году. Граф затею одобрил и выделил помещение. Труппу актёров составили служащие, учителя и врачи, лесные и горные смотрители. К ним присоединились их жёны. Они же были режиссёрами и музыкантами. 
В 1869 году построено новое деревянное здание заводской Чертёжной, в котором Сергей Григорьевич Строганов выделил целый зал для народного Театра, отапливаемый печами - более чем на сто мест, да ещё с балконом! Когда стоишь прямо на сцене и видишь старинный механизм подъёма занавеса, то кажется, что зал вот-вот начнёт заполняться. Мужики, сняв шапки, будут негромко переговариваться в ожидании, когда же вспыхнут лампы, зазвучит музыка и перед ними развернётся волшебное действо.  
Зал Кыновского Народного Театра. Автор: Дмитрий ЛатышевПо описанию Ф.А. Треногиной, жители Кына в Театре проводили музыкальные вечера, на сцене ставились пьесы А. Островского, Н. Гоголя. Спектакли посещали и жители уездного города Кунгура, Серебрянского и Коноваловского заводов. Летом народный театр устраивал праздничные гулянья заводчан в деревушке на Чусовой с характерным названием Весёлый Луг.
С начала XX века в Чертёжной появился камерный оркестр и светский хор. Организатором и руководителем стал студент Петербургской консерватории Александр Конюхов, сын диакона Свято-Троицкого храма. Занимались в оркестре и хоре дети служащих завода, давая концерты для жителей села. В селе Чертёжную стали звать Народным Домом.
Кыновский театр плодотворно работал и в советское время. Сейчас его нет, в Чертёжной остался Дом Культуры и краеведческий музей.

Экскурсия в краеведческий музей

В небольших залах музея компактно разместилась интересная коллекция, в которой погружаешься в историю уральской жизни, начиная с Экспозиция о Пермском Зверином Стиле. Автор: Михаил Латышевокаменелостей палеолита и открытия пермского геологического периода, сделанного сэром Родериком Мэрчисоном.  
Вы окажетесь в мире древних хозяев на Чусовой, у предков коми-пермяков. На высоком мысу Плакун-Горы ставятся первые городища. Женщины постигают Экспозиция о древних хозяевах Чусовой. Автор: Михаил Латышевтаинства металлургии. Люди Прикамья, птицы и медведи, волки и лоси, перевоплощаются друг в друга в фигурках Пермского Звериного Стиля. У них одна Вселенная из нескольких миров.
Летом по Чусовой ходят на первых лодках-долблёнках. Они часто переворачиваются и приходится "изобретать" катамаран. Зимой мужчины на широких лыжах идут на охоту по льду Реки Теснин, по белой ворге.
Вот на берегах священной Чуоси появляются манси, пришедшие с восточных Экспозиция о манси (вогулах) на Чусовой. Автор: Михаил Латышевсклонов Каменного Пояса. Удивительно, но они побеждают татар в битве 1240 года в устье Чусовой! Вы увидите, как на "медвежьем празднике" племя ублажает дух Лесного Старика.
Появляются и русские поморы, пришедшие с Севера. Мелькают века, и вот на вешней воде покачиваются лодки дружины Ермака. Им надо успеть до зимы преодолеть Уральский хребет Камня и перевернуть этот мир, открыв новую страницу России.
Путешествие во времени перенесёт Вас в заводской Кын времён Строгановых.  Появляются первые старообрядцы, скрывающиеся от гонений на Урале. Строится Полосовое железо Кын-Завода. Внизу – схема постройки барки. Автор: Михаил Латышевпристань и первые дома. Воздвигаются плотины, задуваются первые домны. Служат молебен перед отплытием каравана барок, выжигают уголь и везут его к пылающему жерлу печи. В кричной отбивают первосортное железо для ведущих ярмарок России. На барки грузят пушки и ядра, которым суждено вышибить дух из армии Наполеона раз и навсегда.
Темп преобразований стремительный и уже раскинулось по логам между Ильинской и Мёрзлой горой целое село, дымят трубы нескольких фабрик, крутятся водобойные колёса плотин. На высоких уступах гор солнце освещает часовни. В тёмной зелени елей, как белоснежный корабль, поднимается над долиной Кына Свято-Троицкий храм в русско-византийском стиле. Колокольный звон наполняет пространство. Село Кын с Троицким храмом. Репродукция фото С.М. Прокудина-Горского. На переднем плане – старинная мебель XIX века. Автор: Михаил Латышев
Летит птица-тройка, Россия набирает ход! На заводе появляются новейшие турбины, молоты и станки.
Товары народного потребления Кыновского завода. Автор: Михаил ЛатышевТолько отменили крепостное право – и в далёком от Москвы селе Кын открывается первый в России бизнес. Бывшие крепостные, рядом блистательный граф Строганов – и они вместе участники, составляющие бизнес-план, распределяющие первую прибыль? Уму непостижимо, но это так. 
И вот первая фирма на паях выпускает диковинное литьё, чугунные вазы и пепельницы, листовой металл, утюги и топоры. Появляется первая сеть кооперативных магазинов со снижением цен. По вечерам идут представления лучших русских пьес в Театре.  Витрина лавки Кыновского кооператива. Автор: Михаил ЛатышевЭто не столица? Это заводское село?! Невероятно!  
Для разрешения споров и учёта мнения простых людей действуют третейский "домашний" суд и Правила благочиния, общественные собрания.
Высокие заработки людей, которые работают по 4-6 часов, отдыхают во все Дома и быт заводчан в селе Кын XIX века. Автор: Михаил Латышевправославные праздники и на лето получают большой отпуск для работ по хозяйству, притом отстраивая двухэтажные дома – это что, было реально? Сейчас о таком можно только мечтать.   Жизнь-то была налажена. Вместо грабительских кредитов были заводские кассы взаимопомощи, ссуды в кооперативе. Городское реальное училище и павленковская библиотека, школы, аптека и больница, приют для беспризорных, заводские пенсии по старости – пожалуйста, вот "решения социальной сферы" XIX века. Недаром сельчане говорили: "Кын – золотое донышко!"
Макет завода Средней Плотины в Кыновском музее. Автор: Михаил ЛатышевИменно там, в Народном музее Кына, я оценил вклад династии Строгановых в развитие России и понял, какой они хотели её видеть.
В Кыновском заводе к началу XX века была на деле создана модель развития России.
В тайге "с нуля" налажено производство высококачественной продукции с использованием последних достижений в технологиях. Создана инфраструктура плотин, дорог и мостов, пристаней. Инвестиции финансировались как за счёт прибыли, так и впервые за счёт кредитования под залог ценных бумаг – складских свидетельств.
Товары Кыновского кооператива – первого в России. Автор: Михаил ЛатышевВпервые в России создана коммерческая фирма с акционерами из рабочих и служащих на паях, обеспечивая доступность продукции и товаров населению по низким ценам. Развито страховое дело с участием одной из первых российских страховых компаний – "Саламандры". 
Строгановы считали Россию самодостаточной и полагали, что успехи бизнеса, основанного на собственном производстве, должны быть во благо каждого. Высокий уровень жизни простых людей оказался приоритетом и конкурентным преимуществом для владельцев земли и заводов.
Свидетельство об окончании Кыновского 1-ого начального народного училища, 1908 г.. Автор: Документ Кыновского музеяСтрогановы видели Россию свободной и духовной, когда у каждого человека, неважно из какой семьи, есть все возможности выучиться на профессию или открыть дело, иметь достаток, быть образованным и занимать достойное место в обществе.   Простите, а тогда за что боролись в 1917-ом году? У меня нет ответа.
Немного ошарашенный, я вышел в тот день из музея и вернулся в реальность XXI века.
Экспозиция о гражданской войне 1918-1922 гг.. Автор: Михаил ЛатышевХрам-корабль дожидался реставрации. На обочине разбитой дороги стояла телега, выпряженная из-под лошади. Народ в резиновых сапогах топал в магазин – не купить, так хоть посмотреть! 
Аптеки и больницы не было и в помине. Кын нёс хмурые воды мимо остатков разрушенной плотины по дну спущенного пруда. Караульная изба у призраков-цехов и руин пожарки казалась нонсенсом – нечего караулить. Ветер гнал волны Чусовой биться о камни заброшенной пристани.
Мне захотелось пожить в тех временах, когда горные заводы жили такой особенной, цельной жизнью. И я … шагнул Катамаран из сдвоенных долблёнок. Музей горнозаводского флота. Автор: Михаил Латышевобратно в мир железных караванов!
Рядом с Народным Домом в бывшем Корпусе паровых машин расположился Музей Горнозаводского флота. Освещения там не было. Открыв тяжёлые ворота, я увидел, как среди каменных стен в полумраке качаются на тросах лодки. И древние долблёнки, сбитые парой для устойчивости, и длинноносые кыновские плоскодонки. Прямо как в пушкинской сказке о спящей царевне!  
Кыновская плоскодонка с кокорами на днище. Музей горнозаводского флота. Автор: Михаил ЛатышевДнища крестьянских лодок укреплены "кокорами" (нижняя часть ствола дерева с комлем) так же, как и когда-то днища барок. Лодки, рисунки по устройству барок, снимки сплавов – всё напомнило ту невероятную эпоху, когда русские люди придумали по Интерьеры Кыновского музея. Автор: Михаил Латышеввесне "наливать" реку Чусовую, спуская дружно заводские пруды.
Барки выпускали в стремительный и смертельно опасный полёт по гребню "караванного" вала мимо грозных бойцов, поджидающих жертву. 
Не ожидал увидеть в глубинке такой чудесный музей. А ведь он тоже Народный! Его Интерьеры Кыновского музея. Автор: Михаил Латышевсоздали простые люди. Рождает ещё наша земля самобытных "светочей".

 Народное краеведение

Есть люди - энтузиасты, которые пытаются сохранить нашу память и историю. Они собирают частички прошлого для поколений будущего. Хочу рассказать о настоящих подвижниках уральского краеведения, жителях села Кын. Отец и сын Соломины, Виктор Васильевич и Владимир Викторович создали Кыновский музей, собирая материалы и документы. 
Они восстановили со старинных негативов фотографии Кына XIX века. Соломины посвятили истории родного села на Чусовой свою жизнь!  
Соломины, Виктор Васильевич и Владимир Викторович, создали Кыновский музей. Автор: Михаил ЛатышевВиктор Васильевич Соломин родился в селе Кын в 1924 году. Он прошёл Великую Отечественную Войну и закончил её в Румынии, был командиром миномётного расчёта, принимал участие в боях на Курской дуге. После войны Виктор вернулся в своё село. Работал столяром, как его отец и дед.  Сначала столярничал в Кыновском Цехе №2 Лысьвенского метзавода, а после закрытия Цеха обучал столярному делу ребятишек в Кыновском детском доме.
Виктор Соломин с 1949 по 1961 годы заведовал сельским клубом, в 1968 году назначен директором Кыновского районного Дома Культуры. Клуб был одним из лучших в области и к боевым наградам Виктора Васильевича добавились трудовые, в том числе орден Трудового Красного Знамени. 
Каменная кладовая Чусовой. Малахит, золото и платина, уголь и нефть. Первый в России алмаз найден в 1829 г на её притоках. Автор: Михаил ЛатышевВ 1986 году Виктор Соломин решил создать краеведческий музей при Доме Культуры. И стал собирать по крупицам фонды. Знание фотографии помогло ему отпечатать снимки из истории Кыновского завода со старых негативов, создать фотоархив музея. Виктор Васильевич организовал школьную группу "Поиск" для сбора экспонатов музея. Он передал своё дело сыну Владимиру, родившемуся в 1948 году.
Владимир Викторович Соломин был хранителем фондов Кыновского краеведческого музея с 1990 года и внес большой вклад в его сохранение и развитие. Знаток родного края, он не только проводил замечательные экскурсии, но и писал стихи. Монеты XVIII-XIX веков, найденные у Кыновской пристани. Автор: Михаил ЛатышевВладимир Соломин публиковал статьи об истории Кына и его современной жизни в газете "Искра", в которой он был внештатным корреспондентом. Владимир Викторович в 1997 году был удостоен Рабкоровской премии имени Г. Занадворных.
Он говорил: "История рождается сегодня. Её делаем мы, каждый из нас, и ничего важнее этого не может быть". 
В 2002 году скончался Виктор Васильевич Соломин, через два года не стало и его сына Владимира.  Кыновский музей ещё существует. Автор: Михаил Латышев
Для нас, ныне живущих, крайне важно сохранить этот бесценный Народный музей на кыновской земле. Он ещё существует. Протекает крыша, коробится пол. Вроде не выгоняют. Заведующая может провести для туристов экскурсию.
Но так бесконечно продолжаться не будет. Нужна поддержка властей, чтобы начатое дело не пропало.

Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев, Дмитрий Латышев

Подпишись на лучшие маршруты по Уралу. Автор: