Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Путешествие в село Кын. В страну Вису – на крыльях Пашкунджи

26.10.2015 10:05:48

В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. (Повесть временных лет)

На Урале живёт много разных национальностей и этносов. Можно ли всех нас назвать "уральскими людьми"? Великий "котёл народов" переплавил на Урале народы заволочской чуди, бьярмы и веси, коми и печоры, югры и волжских булгар, финнов, тюркских племён и русских. Не случайно встречаешь упоминания о твёрдом уральском характере, о том, что в армии и в спортивных командах ценятся уральцы – "железные люди".

Кто мы? Откуда мы? Кто жил до нас на Каменном Поясе?
Археологи добывают для нас знания о людях, которые сотни и тысячи лет назад жили в Предуралье и в Зауралье, об их занятиях, общности и культуре. Но много ещё артефактов, костищ и городищ скрыто от нас, не исследовано, а, возможно, и потеряно навсегда. Тогда на помощь исследователям приходит… слово. Да! Названия гор и рек, урочищ и селений хранят древнюю историю о тех, кто впервые увидел их и назвал по-своему. Менялись народы – менялись и названия, да не все! Река Кын сохранила название от пермяцкого "холодный, мёрзлый", а бывшая вогульская деревня Ёква (выше села Кын по Чусовой) сохранила название Праматери всего сущего Эк-Вы.

Когда находишь интересное название на карте и бродишь по местам старинных поселений на Чусовой, то представляешь себе, как тут раньше "жили-были…". Так начинаются русские сказки. Теперь же на их местах остались лишь удивительно живописные луга – словно в грузинских сказках, "было – да и не было ничего!"

Или, всё-таки, было? Кто были в древности хозяева на Чусовой и в Прикамье?

Путешествие в сказки Севера
Начнём со сказок. Предания и мифы, сказания тоже помогают исследователям древних времён, многое рассказывают нам об истории народов из кладовых народной памяти. Кто в детстве не читал русских сказок об Иван-Царевиче верхом на Сером Волке, о Змее-Горыныче, о страшной Бабе-Яге?

Когда видишь мансийскую чамью (сомъях), высокий лабаз на столбах из деревьев – видишь наяву Избушку-На-Курьих-Ножках. А у обских хантов и частокол с черепами вокруг был в обычае. Яга – это вообще-то шуба из вывернутых наружу кусочков меха (волка, лисы, собак), иногда – из гагарьих шеек, перьями наружу. Носили такую женщины, шаманы угро-финских племён – вот вам и Баба-Яга!

Древняя чудь искала в горных уральских копях руду и металл для выплавки, рыла осадочные породы клыками кабана, рогами оленей. В обзоре "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (СПб., 1914) описывается, как чудины защищали руки, надевали на них шкурки с головы мелкого зверя, просовывая в ухо большой палец – вот вам и варежка!

Кроме камней, в горе чудские люди встречали останки пещерных носорогов и медведей, древних ящеров (первые люди на Урале, наверное, встречались "живьём"?) Вот вам и Горыныч Змей! На бляхах Пермского Звериного Стиля часто изображен человек-божество не только на ящере, но и верхом на волке – вот вам и Серый Волк! Гуси-Лебеди – тоже пришли к нам из древних мифов о птицах-божествах. Совсем уж непохожи на русские сказки известные уральские сказы П.П. Бажова – перенятый на русский лад эпос древних угро-финнов, с божественным Лосем (олень Серебряное Копытце), с Подземным Змеем (Великим Полозом). Матерь и властительница всего сущего в ярусе жизни людей между землёй и небом (Хозяйка Медной Горы), превращается в змейку-ящерку, символ потоков дождя, соединяющих небо и землю.

Сказания народов Края Земли обогатили нас и подсказывают нам наши корни. По латыни finis означает "предел", "край". Поэтому в буквальном переводе все племена "крайние, живущие на краю известного нам мира" – это… "финны"! В древнем карело-финском эпосе "Калевала", собранном Элиасом Лённротом в середине XIX века, повествуется о сотворении мира и рождении чудесного ребёнка (Спасителя) девой Марьяттой. Вот вам и библейский сюжет в рунах (песнях) дохристианской эпохи! Главный герой, Вяйнямёйнен, устраивает землю и сеет ячмень, поднимает заклинаниями ветер и переносится в страну Севера, Похьёлу (Финляндию).

Почти как у Пушкина, "…Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…"

Нас завораживают таинственные колдовские образы, пришедшие к нам от древних и с Восточного края земли. Например, по исследованиям сибирского этнографа В. Богораза, "ещё в конце XIX века колымчане верили, что и реки, и леса, и горы населены различными мифическими существами. В реке есть водяницы, водяные бабы, в лесах – лесной хозяин, в горах – горный хозяин… есть еще упырь, железнозубый еретик, пужанка, чудинка и суседко".

Колымчане? Финны? Помилуйте, господа, а Урал-то здесь при чём?

Секрет прост. Перекрёстком древнего Великого переселения народов было Прикамье, наш Вавилон, в том числе бассейн реки Чусовой. Так у нас, на языческом Урале, появились сказания о духах Неба и Земли, Лесов и Рек, образы человека-лося, человека-птицы, перевоплощение и соединение птиц и зверей в одно целое.

Чтобы перенестись в те времена, не нужна машина времени, достаточно будет вспомнить сказки и своё детство. На новогодние праздники до сих пор детей наряжают в зверюшек (зайчиками обычно). Я почему-то всегда хотел быть Медведем – и только им. Недавно на работе у сотрудников спросил в шутку – кем бы они были, если бы суждено им было появиться на свет не человеком, а зверем? Взрослые люди "на полном серьёзе" вдруг стали мне наперебой рассказывать, кто из них "по жизни" белочка, а кто-то, оказывается, лиса! В замечательной киносказке Марка Захарова "Обыкновенное чудо" Волшебник (Олег Янковский) превращает медведя в юношу (Александр Абдулов). Как всегда, сказкой является только какая-то её часть. Я точно знаю, что я  – Медведь! А кто Вы?

В свой первый приезд в село Кын я увидел на берегу реки памятник Медведю в жертвенной позе, символу Прикамья. Такой далёкий Кын оказался таким близким для меня. Это Медвежье место и мой рассказ – о людях, которые здесь жили когда-то под родовым Знаком Медведя.

Кын – Обыкновенное Чудо.

Первые люди на Чусовой

Когда на Чусовой появились первые люди? В 1983 году археолог А.Ф. Мельничук в бассейне Чусовой (близ устья Сылвы) открыл древнейшую стоянку неандертальского человека на Урале (Ельники II).  Её возраст – около 250 тысяч лет! Каменный век. Вот и ответ.

По сообщению А. Иванова, "…археологи называют два пути проникновения неандертальцев на Урал. Первый путь – из Средней Азии на Южный Урал и далее на Чусовую". Второй путь проникновения неандертальцев на Урал "…шёл с Кавказа по Волге и Каме". Археолог М.В. Талицкий в 1939 году исследовал на этом пути неандертальскую стоянку Пещерный Лог (ниже города Чусового) и показал, что возраст этой стоянки  – "мустьерское время" (75 тысяч лет).

Неандертальцев вытеснили кроманьонцы, которые появились на Урале в середине последнего, вюрм-валдайского оледенения. Они были охотниками-кочевниками. В 1965–1968 годах начальник Камской археологической экспедиции, академик О.Н. Бадер открыл стоянку кроманьонцев на берегу Усьвы в бассейне Чусовой (в гроте скалы Усьвинские Столбы). Возраст стоянки оказался 35–40 тысяч лет.

В новом каменном веке (энеолите) люди поселились на нижнем течении Чусовой. Об этом говорит стоянка Боровое Озеро возле деревни Гари. Гарино-борские племена, кроме охоты и рыболовства, уже приручают домашних животных и занимаются земледелием. Границы родовой территории отмечали "писанцами" – наскальными рисунками на камнях. Изображения утки (она же – олень!) найдены на камне Балабан близ Староуткинска.

В XVII–XVI веках до нашей эры на Урале начинается эпоха бронзы. Культ оружия приносят воинственные турбинцы из необъятных пространств Сибири. На Нижней Чусовой в погребениях Турбинского могильника найдены уникальные образцы оружия: кинжалы, кельты, чеканы. Загадочные воины-турбинцы и их кузнецы держались обособленно от местных племён, их путь лежал дальше, к берегам Балтики.Они ушли, а наши уральские предки остались.

Предки пермских народов
В бронзовом веке, с конца IX по III век до н.э., на среднем Поволжье и в бассейне Камы, (севернее – вплоть до Печорского Приполярья) расцветает Ананьинская культура, праматерь последующих культур и народов!

Первый могильник ананьинцев открыт в 1858 году П.В. Алабиным и И.В. Шишкиным у села Ананьино близ Елабуги. Ананьинцы вели уже осёдлый образ жизни. Они уже возводили наземные бревенчатые жилища. Жить общиной – не просто слова. На поселении Конец Гор близ устья Чусовой обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. Среди ананьинцев были и низкорослые, плосколицые типичные монголоиды, и представители европейского типа. Предположительно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), а в западной — волжские финны (https://ru.wikipedia.org/).

Ананьинцы, "лесные всадники", принадлежали к финно-угорской языковой группе. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. Занимались ткачеством, прядением, умели изготавливать посуду и керамику, обрабатывать кожу и кости.

А самое главное – ананьинцы освоили чёрную и цветную металлургию, бронзолитейное и кузнечное дело! В раннем периоде Ананьинской культуры сосуществовали как бронзовые, так и железные орудия труда и оружие.

Вот когда в Прикамье и на Урале появилась своя металлургия и, самое интересное, КТО ИХ НАУЧИЛ?

Оказывается, кроме скифской культуры и культур восточных кочевников Евразии, на Ананьинскую культуру оказала большое влияние колхидская и кобанская культуры с Кавказа. Именно по кавказским традициям и благодаря "тесным связям" с Кавказом, ананьинцы освоили технологические приёмы обработки железа.

На крыльях Пашкунджи через границы миров
Тайна зарождения культуры Прикамья стала мне приоткрываться. В детстве я зачитывался грузинскими древними народными сказаниями, которые Т. Разикашвили собирал в Кахетии и Пшавии. Изданные в Тифлисе в 1909 году, они были в 1971 году перепечатаны Институтом грузинской литературы им. Шота Руставели в Тбилиси. Меня и удивляли иллюстрации в виде рисунков, будто с отлитых металлических блях, и больше всего поражала самобытная мифология древнего Кавказа. Герои сражались с Дэвами, фантастическими существами, которые были полулюди-полузвери необычайной силы, олицетворявшими злые силы природы. Отважных юношей поджидали страшные Гвелешапи, заслоняющие солнце, со зловонным запахом – олицетворение наказующей силы предков. Мировое Дерево (яблоня) строит иерархию миров. От наземного с прекрасными садами, где обитают люди, – до подземного мира, в котором обитают тотемические божества. Это похоже на сказки народов Севера. Самая любимая моя сказка в детстве была о крылатой и справедливой Пашкунджи! Это полузверь-полуптица, с телом льва и крыльями орла. Переход от невинного юноши к взрослому мужчине изображается в сказке как его падение на белой овце в подземное царство, на "бабкину крышу мягкую, бабкину крышу ватную". Бабка, выхаживающая младшего сына царя, – Праматерь древних времён, от которых ведется отсчёт возникновения самого народа, это – вечная бабка (у манси – Эк-Ва). И только с Пашкунджи юноша может вернуться в надземный мир из мира предков, в благодарность за спасение её птенцов от Гвелешапи. Пашкунджи может преодолевать границы между мирами! А иначе зависнешь между мирами навсегда – вот это и есть смерть… Пашкунджи – это крылатое божество, вместилище всех сил предков и положительных сил земных духов.

Возможно, от культур скифов и Кавказа – ананьинцам, а от них – предкам коми-пермяков могли передаваться полулюди-полузвери, крылатые божества и подземные ящеры, иерархия верхнего и подземного миров с "вечной бабкой", Праматерью всего сущего. Вместе с искусством литья бронзовых и железных фигурок и блях, разумеется.

Преодолеем и мы на крыльях Пашкунджи границы миров и очутимся снова в Прикамье, в Биармии.

В Биармию, страну Вису
Во второй половине раннего железного века (III в. до н.э. – V-VI в. н.э.) в лесном Прикамье и северо-востоке Европы из Ананьинской вырастает Гляденовская культура. Она выделена А.В. Шмидтом, который в 1932 открыл Гляденовское костище в окрестностях Перми. Эта общность уже относится к древнему этносу коми.

В III-V вв. н.э. наступило Великое Переселение Народов! В это время в Прикамье мигрировала большая группа угорских и саргатских племен из урало-сибирской лесостепи с новым погребальным обрядом – курганными могильниками. Под давлением угорских племен часть гляденовцев ушла на Север, а оставшиеся люди ассимилировали пришельцев. Образовались новые финно-язычные культуры, в том числе в Верхнем Прикамье – Ломоватовская культура.

Эта культура V-IX веков была распространена на Верхнем Прикамье от широты Перми до истоков реки Камы и ее притоков. Большое количество предметов и артефактов культуры в известной коллекции Теплоуховых было найдено в конце XIX века на берегах реки Ломоватовки. Ломоватовцы занимались подсечным земледелием, скотоводством и охотой, бортничеством и рыболовством. Развиты прядение, ткачество, обработка кости, кож и дерева, гончарное дело.

Люди жили в легких наземных домах столбовой конструкции либо в наземных бревенчатых домах с канавками, очагами и погребами. В городищах строились целые центры металлургического производства! Искусные изделия делали в "продвинутых" литейных и кузнечных мастерских, "продуманно" устроенных. Причём металлургами зачастую были женщины! То был "золотой век Пермского звериного Стиля", по словам историка А.А. Спицына.

Прикамье находилось на пересечении трех путей из Сибири в Европу, в Византию и в Среднюю Азию, с другой стороны, это были своеобразные ворота в Сибирь на дороге из Скандинавии, Ирана и Средиземноморья. Со времён Великого Переселения начинается история Камского Торгового Пути, по которому шел обмен высококачественным кремнем, яшмой, днепровским янтарем, свинцом и оловом, различными изделиями скифов, Египта, Вавилона.

Территории к северу и востоку за Великим Волоком, Северным торговым путём по Сухоне, Северной Двине (где лодьи приходилось перетаскивать волоком) – назывались Заволочьем, в котором обитала та самая "чудь заволочская".

"Варяги", скандинавы называли эту страну Биармией, а народ – бьярмой. Заволочскую чудь нередко звали "весью" в русских летописях (а мы до сих пор говорим "по городам и весям"!).

В VIII-IX веках снова оживилась торговля по Камскому пути. Прикамье заняло место международного поставщика мехов в мире. В обмен через Прикамье пошли караваны со среднеазиатским и иранским серебром, арабскими и византийскими монетами, дорогими восточными тканями (китайскими – в том числе). Как существовала известная дорога "из варяг в греки", так на востоке, в Прикамье, пересекались три речных пути "из варяг в бьярмы", "из бьярм в греки", "из манси в персы".

Получается, об Уральских горах в древние времена знал не только Геродот. По свидетельству А. Иванова, китайские географы называли их "Юли-Боли". Арабы и булгары называли Пермское Приуралье по-своему – страной Вису. Историк А. Угрюмов в очерке "Кокшеньга" пишет: "В 921-922 годах в столицу Волжской Булгарии (город Булгар) приезжала делегация от эмира арабов. В ее составе прибыл ученый географ Ахмед ибн Фадлан. Он беседовал с царём Булгарии о его стране и соседях, записывая всё услышанное. Записки Фадлана не затерялись, и из них стало известно, что к северу от Волжской Булгарии жили народы вису и юра" (югра). Коми и сейчас порой называют Вишеру по-прежнему – Висер. (Архипова Н.П., Ястребов Е.В. "Как были открыты Уральские горы").

Древние хозяева Чусовой
На основе Ломоватовской возникла Родановская культура, культура предков современных коми-пермяков. В то же время в бассейне реки Сылвы и её притоке Ирени селились и древние тюрки. Их археологическая культура – Неволинская. Впервые её артефакты обнаружены в большом могильном кургане близ села Неволино, рядом с городом Кунгуром. Однако предки коми не ужились с древними тюрками. Кому суждено было стать хозяевами Чусовой?

Историк А. Белавин сообщает: "О массовой гибели людей в конце VIII – начале IX вв. свидетельствуют поспешные коллективные захоронения, совершённые прямо на неволинских поселениях…". Белавин полагает, что была война между древними финнами (предками коми) и древними тюрками (предками болгар и печенегов). Одержали верх древние финны. "Предки болгар вывели соплеменников из огня сражений на Нижнюю Каму и Среднюю Волгу", – пишет А. Иванов. Предки коми-пермяков, в IX-XV веках занимали земли на верхнем течении Камы с притоками, от Чусовского озера на севере до реки Чусовой на юге, что совпадает с границами Перми Великой XIV века согласно житию Стефана Пермского.

Древние финны на правах победителей и дали имя Великой Реке  Чусовая! Чус-ва.
Если "ва" – это "вода", что значит "чус"? Есть красивая версия Г.А. Меньшикова, что название Чусовой – от слова коми "чуоси", что значит "покровительница", "священная". И вправду, древние люди часто селились в пещерах и гротах скал Чусовой, в которых были захоронения и святилища. Однако, как сказал А. Иванов: "… ближе всего к истине подошла топонимист А.С. Кривощёкова-Гантман. Она доказала, что слово "чус" – это архаичное, вышедшее из употребления коми-пермяцкое слово, обозначающее … "ущелье", "каньон". Чусовая в средней, наиболее выразительной своей части протекает в теснинах между утёсами-бойцами".

Итак, Чусовая "Река Теснин"! Как жили родановцы на ней и верхней Каме?

У предков коми на мысах береговых террас строились городища с площадью около 3 тысяч кв. метров с укрепленными валами (до трёх), частоколом и рвами. Крыши бревенчатых изб крылись берестой. Кроме горнов, плавильных печей, гончарных и косторезных мастерских отдельно строились жертвенники, культовые сооружения. На более низких террасах и в пойме  рек рядом были селища более простых людей. Зарождались настоящие протогорода!

В хозяйстве ведущая роль была уже у пашенного земледелия с началами паровой системы. Помимо скотоводства, большую ценность приобрели пушная охота и сетевое рыболовство. Профессиональными ремеслами родановцев становятся металлургия, металлообработка и ювелирное дело. В кузнечном деле предки коми добились получения сырцовой стали, освоили цементацию, сварку.  Древние финны построили для своего времени высокотехнологичную, развитую цивилизацию!

В IX веке к Заволочью стали проявлять интерес жители Скандинавии – норманны. Сначала они пытались проникнуть в эти богатые пушниной края с запада, через Финский залив, реку Неву и Ладожское озеро. Однако здесь они встретили сплоченный фронт славянских и чудских племен, которые не только не покорились пришельцам, но объединенными усилиями изгнали их из родных пределов в 862 году (Историк А. Угрюмов, очерк "Кокшеньга"). Норманнам пришлось искать окольный путь в Заволочье через Баренцево и Белое моря. У предков коми был обмен и с вымской культурой, чепецкой культурой предков удмуртов, угорским населением сылвенской культуры и лесного Зауралья, с племенами башкир. Да и предки булгар не забыли древних финнов!

Уже с Х века Пермское Приуралье, становится торговой факторией могущественной Волжской Булгарии. А. Угрюмов сообщает: "Булгары, как пишут арабские географы, ездили в страну Вису преимущественно зимой, на санях, запряженных собаками. Обозы сколачивались до сотни повозок и шли в сопровождении лыжников. Булгары везли народу Вису оружие: копья, мечи, ножи, топоры, серебряные и золотые украшения, ткани и выменивали на них меха, столь ценящиеся правителями Восточных царств, моржовую кость, воск, мёд".

На Колве близ её впадения в Вишеру, напротив камня Полюд, с Х века существовали укрепленные селения пермяков, Чердынь и Покча, считавшиеся центром всего края и местом сбора дани с местных жителей (полюдья). Ведь, по свидетельству историка А. Белавина, в Х веке страна Вису платила налоги в казну царя Волжской Булгарии, который единолично решал, пройти или нет торговцу с партией товара через Вису-Чулман.Болгарские торговые фактории (касабы) существовали вплоть до XIV-XV веков. В касабах Афкуль, Ыбыр и Чулман на Камском Торговом Пути собирали налоги и проверяли купцов. Правила были и для булгарских и для "чулманских".

Однако купцам из страны Вису не разрешали самим являться в Булгарию, кроме исключительных случаев. Арабский летописец Аль-Гарнати описывает такое редчайшее событие:

"Я видел группу их в Булгаре во время зимы: лица красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен и в такой холод они носят льняные одежды! А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобров, и беличье мясо, и мёд" (А. Белавин "Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман".)

Начиная с XI века, к родановцам проникают первые северные русские поселенцы, поморы. Иногда северные славяне проживали в одних поселениях с коми-пермяками (!). Новгородские купцы и ушкуйники с реки Вычегды волоком переправлялись на реку Колву, впадающую в Вишеру, откуда далее их пути шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток, по Вишере, в Сибирь. С русскими распространяется христианство и христианский обряд погребения. На реке Боровой с XI века зарождается солеварение! "Товарная биржа" Приуралья перестаёт быть только "меховой". В Булгарию, на Запад и Восток начинают поставляться слитки меди и бронзы, отборное зерно и … соль! (Весьма ценный товар раннего средневековья).

В XII веке на Чусовую пришли "чужаки", на языке коми – вогулы. Сами они себя называли манси – "младшие братья" коми, которые вытеснили "старших". Новые хозяева уже не строили протогородов, не вели сельского хозяйства. Манси  охотились, ловили рыбу, пасли оленей. Жили в стойбищах, состоящих из лёгких переносных чумов, которые передвигались вслед за оленьими гуртами. Вслед за манси на Чусовой и в Прикамье обжились русские люди. Но это уже совсем другая история. Пермская Атлантида, Биармия окончательно ушла от нас в Реку Времени.

Открытие Пермского Звериного Стиля
Что осталось нам от страны Вису и где следы древней Биармии?

С 1759 года Барон Николай Строганов стал строить чугунолитейный и железоделательный завод на реке Кын близ устья у Чусовой. Строгановы были известные меценаты и коллекционеры, по их просьбе управляющие в вотчинах скупали у крестьян все найденные "любопытные и изящные предметы", которые попадали в строгановскую "коллекцию редкостей". И вот на реке Кын была обнаружена первая бляха, на которой изображён "Медведь в жертвенной позе". На ней изображена голова медведя с двумя передними лапами по обе стороны носа. О месте находки Медведя в Кыну строгановскими "прикащиками" было записано: "Найден в береговых осыпях реки Кын при строительстве завода". Видимо, при строительстве было разрушено родовое святилище князей рода коми.

В мире найдено шесть блях с Медведем, из них пять в Кыну и одна близ Салехарда, их можно увидеть среди экспонатов Эрмитажа и Пермского краевого музея. Именно эта кыновская находка дала основание выделить Пермский Звериный Стиль из остальных аналогичных культур. В изображениях Звериного Стиля других народов Медведь НЕ встречается!

Управляющий имениями Строгановых В.А. Волегов в археологической коллекции сделал первое собрание "чудских древностей", артефактов Пермского Звериного Стиля.Их описание в 1841 году дал писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский).

Династия лесоводов и краеведов Теплоуховых (Александр Ефимович и сын Фёдор Александрович) не забыла труды Волегова. В 1868 году граф С.Г. Строганов писал А.Е. Теплоухову: "…все находки в старинной Биармии могут быть очень важны для науки, поэтому, Александр Ефимович, я обращаюсь к Вам; не из-за одной прихоти, а от имени науки я прошу способствовать мне в отыскании археологических памятников означенной эпохи и радушно и щедро расплачиваться моими средствами".

Кроме Кына, произведения Пермского звериного стиля находили у Думной Горы в Полевском, в городищах и могильниках нижней Чусовой. Больше всего – в Гляденовском костище, на Гляденовской горе близ города Перми. (А. Иванов "Message: Чусовая").

Как рассказал А. Иванов, "…учёные долго отказывали Пермскому звериному стилю в праве быть "пермским". Поначалу считалось, что "шаманские изображения" заимствованы или из скифского звериного стиля, или из сибирского звериного стиля, или из персидских изображений на посуде. Только Ф.А. Теплоухов первым всё-таки признал, что древние пермяки попросту не могли столь долго (больше тысячелетия) обезьянничать". На скифских и персидских образцах не могло быть, например, ещё и лосей, а сибирские произведения звериного стиля уступают по уровню мастерства. Теперь окончательно признано, что Пермский Звериный Стиль – уникальный результат уральской истории и мифологии!

В начале ХХ века историк А.А. Спицын представил альбом "Древности Камской чуди" из собрания "шаманских изображений" Теплоуховых на всеобщее обозрение. Публика была просто потрясена "чудовищным стилем".

Медведь – предок всего рода
Почему именно Медведь с Кыновской бляхи стал символом Прикамья?

Медведь  всегда занимал совершенно особое положение из добываемых зверей в верованиях многих народов северной части Европы и Азии, независимо от языковых и племенных границ. Кстати, у древних финнов были медвежьи  культовые обряды, сохранились медвежьи песни Калевалы. Именно у финно-угорских племён самым почитаемым зверем в мифологии, с большим уважением и опаской,  был Медведь!

Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.

На культовых "медвежьих" праздниках делались священные выкладки из головы и лап Хозяина Тайги во время жертвенного камлания. То, что на бляхе с кыновским Медведем изобразил древний художник, позднее обнаружено археологами на святилищах. У Медведя просили прощения за убийство и старались задобрить его ритуальным праздником, на котором угощали Медведя … его же мясом! Тогда дух Медведя вернётся в жизнь.

Археолог и искусствовед Е.И. Оятева даёт трактовку изображений Медведя на Кыновских бляхах. На них изображён предок всего рода, "Человек-Медведь". Кыновские Медведи – четырёхпалые без пятого большого пальца. Большой палец человека и животного  – это его душа. Медведь без большого пальца – это оборотень, человек в шкуре медведя, Медведь-Человек!

Кыновские бляхи с небольшими ушками служили нагрудными подвесками. Князя рода узнавали по нагрудному родовому медальону. Так сказывается в народной поэме о древнем герое коми Кудым-Оше. После смерти князя у коми было принято его "знак" (нагрудный родовой медальон) уносить на святилище, возвращая "первопредку". Для нового владыки отливался новый символ власти. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца.

Существовала Священная клятва: На Лапе Медведя!

На этой медвежьей клятве были основаны признания в судах древней культуры. Люди цепенели от священного страха перед Медведем, искренне верили, что Медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Особенно страшились ложной клятвы на Медведе. Ведь если ложно скажешь "Разорви меня медведь, если я лгу", то Медведь неминуемо найдёт и разорвёт тебя! (http://www.perm-animal-style.ru)

На этом я закончу цикл "исторических" сказаний о Кыне и всем читателям дарю пожелание, которым заканчиваются грузинские сказки:

 Мор там, пир здесь,
Отсев там, мука здесь,
Еласа, меласа,

Висел кувшин на мне,
Сказителю, слушателю
Счастье – вам и мне.

 

Какие ещё образы встречаются в произведениях Пермского звериного стиля, кроме Медведей? Об этом рассказывается в экспозиции Пермского краеведческого музея и на сайте http://perm-animal-style.ru

Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев

Материалы, использованные при подготовке статьи: 

  1. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
  2. Материалы Кыновского музея
  3. Пермский звериный стиль, материалы http://perm-animal-style.ru/
  4. Л. Баньковский, М. Ожиганова "Соль пермской земли", Соликамск, 2004
  5. Пермский звериный стиль, материалыhttp://z-obereg.ru/
  6. "Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки", Сыктывкар,1994
  7. А. Белавин "Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман"
  8. А. УгрюмовОчерк "Кокшеньга".
  9. В.Ф. Генинг, В.А. Оборин "К вопросу о гляденовской культуре", http://ural.ru/
  10. Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985, http:// ural.ru/
  11. Родановская культура, сборник статей, http://ural.ru/
  12. "Народные сказки, собранные в Кахетии и Пшавии Т. Разикашвили". Тифлис, 1909. Перепечатка: Институт грузинской литературы им. Шота Руставели, сборник "Грузинские народные сказки", Под редакцией проф. М.Я.Чиковани. Издательство Мерани, Тбилиси, 1971.
  13. Д.М. Латышев, кафедра религиоведения УрФУ. Анализ сказки "Пашкунджи"