Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.




Урал

Сохраним достопримечательности Урала вместе

04.03.2015 12:50:18

Уральский регион является одним из наиболее насыщенных природными достопримечательностями регионов Российской федерации. У нас есть и горы, и скалы, и красивейшие реки с озерами, и огромные пещеры и даже водопады. Интерес к наиболее ярким природным объектам с каждый годом растет.  
К сожалению, судьба большинства природных достопримечательностей развивается по общему сценарию. На первом этапе об уникальности объекта знают единицы, и, как правило, это специалисты (историки, ботаники, географы, геологи или краеведы). В какой-то момент информация просачивается в открытые источники: интернет, СМИ, книги. Наступает второй этап. К новорожденной достопримечательности начинается паломничество неорганизованных путешественников. Потом появляются и организованные группы.  Антропогенная нагрузка растет, следы пребывания людей все очевиднее.

   

Остановить этот процесс невозможно и не зачем. Нужно делать так, чтобы второй этап жизни достопримечательностей сменялся третьим. Этапом, на котором наступает осознание людьми ценности и уникальности объекта.  И речь не только о создании заповедников и национальных парков. Речь о повышении культурного уровня путешественников, росте самосознания, а также любви и уважения к территории, на которой мы живем. 
Пожалуй, единственный действенный и доступный на сегодняшний день способ работы в этом направлении – информационное сопровождение объектов, которое должно включать как минимум три составляющие.

  1. Внешняя информация. Интернет, путеводители, СМИ, фотоальбомы, подарочные издания, краеведческая литература. Реклама от туристических фирм, карты и буклеты от центров развития туризма.
  2. Информация на месте. Аншлаг, который напомнит, куда человек приехал. И обозначит правила поведения. Ведь даже подготовленные люди, добравшись до объекта, нередко «забывают» прочитанные об уникальности данной достопримечательности слова.
  3. Работа с администрациями территорий, на которых расположены достопримечательности. Формирование четкой и прозрачной системы уборки территорий и их охраны. Привлечение к этой работе волонтеров и общественных организаций.

В 2014 году стартовал проект «УРАЛ. Антология лучшего», цель которого – планомерная работа в обоих направлениях. В 2014-2016 году в рамках проекта создается народная энциклопедия достопримечательностей «УРАЛ. Антология лучшего». Это многотомное подарочное издание на двух языках, содержание которого определяется в ходе анкетирования жители Уральского региона  (интерактивное книгоиздание). Первая книга уже вышла. Параллельно с работой над книгами участники проекта выезжают к природным достопримечательностям. Цель поездок на первом этапе – уборка территорий.  В будущем планируется размещение информационных аншлагов.