16.05.2013 12:13:30
Именно так называется заброшенный тальковый карьер в окрестностях Екатеринбурга. Место уникальное и чрезвычайно притягательное. Здесь очень красиво зимой, когда на бортах карьера вырастают настоящие глетчеры, и потрясающе летом: водопады, кладбище старой техники, тень и прохлада. Весной Линза радует множество лягушек, а осенью – изысканной и разнообразной палитрой. С каждым годом сюда приезжает все больше народа. Спортсмены тренируются, любопытствующие – глазеют, фотографы – фотографируют, а любители камней увлеченно роются в отвалах Шабровского тальк-магнезитового месторождения. Кстати, оно относится к разряду крупнейших, и карьер Старая Линза (а точнее залежь на которой он стоит) – лишь небольшая часть месторождения. Старая Линза является апофизой (небольшим ответвлением) Большой Линзы, а ведь есть еще Новая Линза… Ну, в общем, вы поняли. Запасы талькового камня здесь измеряются десятками миллионов тонн.
Разработка месторождения началась в 1880-х годах, но объемы добычи были невелики. Всерьез за шабровский тальк-магнезит взялись в 30-х годах XX века. Кстати, разглядывая борта карьера и щедро разбросанную вокруг технику, можно изучать технологическую эволюцию разработки талька. Фрагменты верхнего яруса (первые 10-12 метров, которые выделяются на общем фоне своей «неаккуратностью») выработаны вручную. Сначала кайлами намечали размеры блоков, потом откалывали их от скального массива с помощью ломов и клиньев. Естественно, размеры блоков тогда довольно серьезно варьировались. Теперь смотрите ниже, промежуток 12-30 м от верхнего борта карьера. Эти 1931-1936 годы. Размер стандартного блока в тот период был 80х80х65 см. Людям активно помогали электрические врубовые машины и пневматические перфораторные молотки. Впрочем, отделение блоков и тогда производилось с помощью клиньев. Из карьера блоки поднимали при помощи кранов. Кстати, опоры, тросы и тележка, подвешенная над карьером, остались именно от них. На кирпичи блоки распиливались уже на поверхности.
![]() |
![]() |
![]() |
То, что ниже 30 м – это уже после революции в добыче талька. То есть, после 1937 года, когда на Старой Линзе начали работать установки А.М. Столярова. По сути это 2 разные машины, идущие друг за другом. Первая идет вдоль забоя и нарезает двумя дисками (диаметр каждого 1 м) породу вкрест ее простирания. Вторая машина с несколькими горизонтальными дисками идет следом и режет пласты на кирпичи. Эти машины устанавливали на платформы, которые катались по рельсам. Рельсы по мере необходимости перекладывали. Кирпичи со дна карьера поднимали кранами 30-х годов. В 1970-х годах огнеупорные кирпичи научились делать из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Тогда же было принято решение о консервации карьера Старая линза. Установки Столярова стали не нужны, их фрагменты еще можно найти на дне карьера. Имейте в виду, огромная пила, которая всех ужасно интригует, не из этой оперы. Это баровый грунторез. Им прорезали траншеи на дне карьера для отвода грунтовых вод к насосной установке, которая с 1974 году откачивает из Старой Линзы воду. Рельсы по бортам карьера тоже относятся к периоду его консервации. По ним опускали насосы и трубы. Если бы не постоянная откачка воды, Старая Линза давно превратилась бы в огромное озеро (глубина коло 100 м, длина 500 м, ширина 200 м). Приток грунтовых вод здесь вполне очевиден: карьер славится живописными водопадами, которые зимой застывают, привлекая множество любителей ледолазанья.
Старая линза давно попала во все мыслимые и не мыслимые путеводители, между тем, карьер этот находится на территории промышленного предприятия и официально доступ туда запрещен.
ПУТЬ: Едем по автодороге Екатеринбург – Полевской. Не доезжая до Горного Щита, нужно повернуть налево по указателю на поселок Шабровский. В поселке Сысерть за ж.д. переездом поворачиваем направо и по главной дороге едем до поселка Шабровский. Здесь главная дорога уходит правее, а нам нужно продолжить движение по прямой. Спустя 1 км будет поворот направо к КПП Шабровского талькового комбината. Машину нужно оставить здесь и дальше идти пешком. Двигаясь мимо сооружений комбината, метров через 700 вы попадете на карьер «Старая линза». Спуститься в него можно по лестнице, расположенной в северной части карьера. Не забывайте об осторожности: тальк ОЧЕНЬ скользкий. Кроме того, не стоит ходить на карьер в одиночку.
Расширить (и разнообразить!) прогулку можно исследованием отвалов пустой породы, , которые окружают карьер. Здесь очень увлекательно искать «красивые камушки». Можно найти собственно тальк (он зеленовато-голубой и блестящий), а также дымчатый кварц, черный и розовый турмалин, магнитный железняк… Возможна экскурсия на другие карьеры – неподалеку расположено Григорьевское месторождение, где добывают тальк и змеевик, а в двух километрах к югу – действующий карьер по добыче талька. Конечно, спуститься туда никто не позволит.
GPS-координаты 56º37´34″С 60º36´20″В
Текст: Светлана Логинова
Фото: Ольга Черепанова, Михаил Мишайник, Алла Карпович
Источники информации:
Магнезиально-силикатное сырье Урала, Солодкий Н.Ф. и другие «МСБ Урала…», Томск, Издательство ТПУ, 2009
Блог «Рудники Урала»
Путеводитель «33 маршрута выходного дня. Урал Южный и Средний»
+7 (343) 372-44-57Заказ по телефону
Товар добавлен