18.12.2017 01:48:40
Любой человек, кто знаком с историей уральских горных заводов, или кто хотя бы мельком просматривал карты Урала, непременно обнаружит одно и то же имя у рек и скал, дорог и заводов.
Это Шайтан.
Так называется камень на озере Иткуль. Имя живёт в реках Шайтанках, Старо-Шайтанском и Висимо-Шайтанском заводах, Старо-Шайтанской дороге. На реке Чусовой есть три бойца с таким названием.
Спустившись по улицам Нижнего Села к берегу Чусовой, мы увидели одного из них. Этот боец – жемчужина и визитная карточка Реки Теснин. Это не скала, а настоящее каменное пламя!
Гранитные языки священных костров взметнулись на высоту в двадцать пять метров. Они то изгибаются тонкими складками и "пёрышками", образуя щели и пещеры, то вспыхивают мощными потоками, поднимая могучие утёсы.
Каменный Огонь горит до сих пор! Почему его назвали Шайтаном, что значит это слово?
Слово "шайтан" произошло от древнесемитского "гайтан", то есть "противник". В доисламской Аравии шайтаны были посредниками у прорицателей и поэтов в общении с потусторонним миром. Одна часть мусульманских богословов относит шайтанов к самой строптивой и неверующей части джиннов.
Другие считают их особыми существами, которые, в отличие от джиннов, изначально обречены на неверие и наказание в аду.
В исламском богословии "шайтан" - представитель злых духов, враждебных Аллаху и людям, который может принять человеческий облик.
Иблис, предводитель шайтанов, с их помощью совращает людей, отвлекая от благочестивых дел и подбивая на совершение грехов.
У каждого есть свой шайтан и свой ангел, ведущие между собой борьбу за сердце человека. Используя слабости и желания удовольствий, гнев, злобу и зависть, шайтаны стараются сбить человека с пути. За это после Судного дня шайтаны вместе с Иблисом, своим господином, обречены на адские муки.
А причём здесь уральские заводы, их дымящие домны с всепожирающим пламенем?
Может быть, потому рядом с ними столько "шайтанских" названий, что сами шайтаны были сотворены из огня и дыма? Красивая версия. Наверняка один вид печей вселял ужас в уральских аборигенов.
На самом деле "шайтаны" на Урале отражали в своё время границы продвижения новых пришельцев, татар и башкир, во владения манси.
Рудольф Кашин говорит: "топоним "шайтан" распространен на территории, ограниченной с севера рекой Турой, и заходит далеко на восток по этой реке, а также по рекам Нице и Пышме, как бы определяя глубину проникновения татар в мансийские земли".
Когда-то вогульские угодья и святилища были и на Чусовой. Словом Шайтан татары и башкиры называли священные для манси места, в которых совершали обряды прежние хозяева Чусовой со своими идолами.
Академик П.С. Паллас, побывавший на Урале в XVIII веке, сказал об этом так:
"В сей части Сибири много ручьев, гор и урочищ, известных под именем Шайтанка или Шайтанская, понеже тамо вогульцы идолопоклонствовали, и идолы их от россиян общим наречием шайтан назывались".
Интересно, что уже тогда было слово россияне - для всех народов России.
Манси, кстати, переняли слово Шайтан. На их языке оно значило "священный, колдун, шаман", посредник с иными мирами, получив первоначальный смысл, как в доисламской Аравии.
Чёрт не чёрт, а какой-то "злой дух Ямбуя" на камне Шайтан точно водится. Первая попытка пройти к нему по правому берегу от бойца Лёвинского окончилась неудачей.
Пройдя речку Лёвиху, мы направили своих железных коней по просекам и вырубкам, лесным тропинкам по направлению к Шайтану.
Лес зловещей глухоманью окружил нас. Неожиданно стрелки компаса заметались! Солнце безвозвратно скрылось в тучах. Напрасно мы думали, что идём на север. Преодолев буреломы и дикие лога, мы очутились… напротив деревни Каменки!
Давно я не давал такого маху. Видно, хороший железняк лежит здесь в горе, магнитный.
На следующий раз, не умничая, мы просто доехали на велосипедах до Нижнего Села от деревни Каменки. К берегу напротив бойца Шайтан можно сойти по деревянной лестнице.
Здесь, на поляне, излюбленное место отдыха для туристов. Зимой и летом у камня можно увидеть рыбаков.
С тех времён, когда в 1912 году Шайтан попал в объёктив С.М. Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии, эта скала почти не изменилась. Тогда экспедиция по проектированию Трансуральского водного пути сделала на камне Шайтан отметку уровня воды.
Старая вертикальная полоса с делениями касательно уровня Чусовой в половодье за сто лет побледнела и сильно выцвела. При желании её можно найти.
Нам же хотелось поскорее добраться до вершин бойца. Но кто знает, какова в этом месте глубина реки? Не зная броду – не суйся в воду.
Пока мы рассуждали, мимо нас прошёл местный житель. Меланхолично и как-то буднично вошёл он в воды священной Чуоси. Рыбак побрёл, аки апостол Андрей, прямо по реке до противоположного берега.
Это воодушевило нас, и мы повторили его путь. На мелководье под июльским солнцем Чусовая не ломит, а греет ноги. Какая благодать!
Мы подошли по реке прямо под стены бойца. Могучие белоснежные исполины возвышались над нами, вселяя трепет. То же ощущение было и зимой, когда стоишь под живописными утёсами из бело-розового гранита.
Это боец Шайтан сдвинул вертикально свои щиты и заслоны грозной бронёй. На ней встречается редкая скальная флора, камень Шайтан является памятником природы.
На склоне скалы нам встретилась странная деревянная фигурка, скорбно склонившая голову. "Опять жуть началась!" – только подумали мы, и тут же поняли, что эти чудеса – памятка от бобров. Уф!
На подъёме к вершине Шайтана нас поражали разнообразные ущелья и чусовской лес, пытающийся расти буквально "в камнях". С высоты бойца нам открылась панорама Нижнего Села, бывшей Нижней деревни.
В вышине парил черный коршун, высматривая добычу. Облака плыли по Чусовой, отражаясь в воде. Береговые линии изб тянулись от островов на южной окраине, где над домами и огородами белел купол храма Архангела Михаила.
Улицы Нижнего Села обрывались у Малодан к северу. Малоданами когда-то называлась нижняя часть деревни, где селились "ясашные люди", башкиры и записавшиеся к ним русские, чтобы вместо неподъёмных пахотных податей платить ясак – "малую дань".
Чусовая делилась на протоки, острова между которыми заросли непролазной чишмой. На левом берегу напротив Шайтана выделялся угловой выступ с небольшой заводью, в которой когда-то покачивались на вешней воде барки.
Где-то здесь была Нижнедеревенская пристань, построенная Демидовыми в 1730-х годах. В Нижнем Селе сохранился пристанский амбар для хранения товара, железа и прочего. Старинное здание из кирпича, кованые железные двери с узким оконцем, защищённый железом чердак – так выглядел провиантский магазин XVIII - XIX века.
А первой пристанью на Чусовой была Уткинская казённая пристань, отправившая в 1703 году свой первый железный караван, возглавляемый С.У. Ремезовым.
В 1720-х годах строятся новые заводы благодаря открытым поблизости рудникам. В 1715 году в пойме реки Шайтанки нашли железную руду. К 1727 году в устье реки Акинфий Демидов построил и запустил в работу Старошайтанский железоделательный завод.
Зaводскую плотину строил знaменитый мaстер Леонтий Злобин. В 1729 году был построен демидовский завод в устье реки Утки Демидовой (п. Староуткинск). Руда для обоих заводов нашлась и здесь, за камнем Шайтан.
Забавно, что в 1912 году С.М. Прокудин-Горский подписал снимок с камнем Шайтан: "Общий вид от села Новая Деревня". Деревня-то была Нижней! А вот по сравнению со Старой Шайтанкой этот Шайтан точно был Новым.
Рядом с его скалами у правого берега в реку Чусовую впадают речки Тетериха и Сучиха. Они сливаются в одно русло в небольшом пруду примерно в полусотне метров от реки Чусовой. В междуречье Тетерихи и Сучихи отменная железная руда была "сыскана ясашным человеком Тимофеем Бажуковым" (В. И. Геннин).
Тетеринский рудник, открытый в 1730 году, был крупным, на нём работало около 300 человек. Не случайно тогда у нас крутилась стрелка компаса…
Нижнедеревенская пристань понадобилась Демидовым для отправки руды, леса и древесного угля на заводы ниже по течению Чусовой. Сейчас следов пристани не найти. Разве что закаменевшие обломки лиственничных досок у брода к Манькову камню подскажут, где она была.
За бойцом Шайтаном на правом берегу Чусовой виднеется небольшая скала из наклонных глыб – Маньков камень. То ли здесь, за рекой Тетерихой, были тетеревиные тока, на которых охотники "манили" доверчивых птиц. То ли скалу назвали по имени безвестной Маньки?
В то лето Чусовая настолько обмелела, что на виду у деревенской ребятни мы проехали почти весь брод на велосипедах, лихо разогнавшись с береговой кручи.
От Манькова камня мы поднялись в гору вдоль Сучихи. Река Сучиха – небольшая горная речка, её истоки начинаются с Липовой горы. Устье Сучихи известно не только демидовскими рудниками, но и крупной популяцией Ветренички уральской (Anemonoides uralensis), эндемика Среднего и Южного Урала.
Река оправдала своё имячко, глина мгновенно облепила колёса велосипедов и они встали намертво. Гнус радостно роился над нами...
Другая река шайтанского междуречья - Тетериха, как и Далматиха с Лёвихой, берёт начало со склонов Осиновой горы (443 м). За ней и Липовой горой лежал старый путь от Нижней деревни к скитам старообрядцев в Узедях, и дальше, в Верх-Тагильскую слободу.
Название Тетерихе дали древние тюркоязычные племена, которые пришли на Чусовую. Они оставили нам такие имена, как Висим, Шишим, Сулим и Илим. Эти же названия встречаются и в Сибири, на родине этих племён – река Илим и лодка-илимка, река Тетериха и другие.
Сибирские слова "байса", "байца", "бойчи", означающие крутые голые каменные выступы, привели к устойчивому названию чусовских скал – бойцы.
Упомянутый выше С.У. Ремезов подытожил большой фактический материал, накопленный усилиями русских землепроходцев Сибири в течение XVII века.
В "Чертёжной книге Сибири" он отметил наименования рек, озер, рассох (горных хребтов), дорог, русских слобод и монастырей. Зафиксировал и места проживания бурят, эвенков, коттов и других народностей, места их промысла.
Так вот, имя сибирской тёзки Тетерихи, где была стоянка курыканов, древних тюркоязычных скотоводов, оказалось искаженным словом Тет-Юрях.
Юрях - означает ручей, реку, а Тетё (Тюте) – дымку или туман в речной долине.
Поразительно, но даже зимой устье нашей Тетерихи на Чусовой обволакивает дымка, превращая прибрежные деревья и кусты в очаровательный и заиндевевший зимний сад.
Мы продолжили свой путь от Манькова камня к другой бывшей пристани, о которой в следующий раз расскажу.
Нижнее Село скрывалось из виду. Долго ещё был виден боец Шайтан – он будто сжимался в каменную гармонь, готовый разъехаться во всю ширь мехов, коли повернёшь обратно.
Таким запомнилось древнее место вогульских шаманов.
Источники:
1. Рудольф Кашин о топониме шайтан. Уральский следопыт, № 9, 2002 г. 2. Материалы сайта о реке Чусовой, (rekachusovaya)
3. Книга "Староуткинск. Вчера. Сегодня. Завтра" к 275-летию Староуткинска, 2004г.
4. Мельхеев М.Н. "Географические названия Восточной Сибири", 1969 г.
Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев, Дмитрий Латышев, С.М. Прокудин-Горский
+7 (343) 372-44-57Заказ по телефону
Товар добавлен