Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Вогулинские дожди

Неизвестная Чусовая. Вогулинские горы

21.11.2016 12:10:19

Текст: Михаил Латышев

Русские люди называли "чудью" предков коми, аборигенов финно-угорских племён за диковинные обряды и шаманские верования. Их считали колдунами за знание природы рек и лесов, силы трав.
В XII веке на Чусовую пришли манси ("младшие братья"). Коми называли их "чужаками", вогулами.  Древний народ манси разделился на две группы - фратрии. Аборигены-уральцы основали фратрию Пор. Их предком считался Медведь.
Угры-пришельцы основали фратрию Мось. Предком фратрии Мось считалась богиня Калтась, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До сих пор у манси браки заключаются между людьми из разных фратрий. Этот обычай предотвращал вымирание народа. Манси соблюдали запрет на охоту "зверей предков". 
Под давлением растущей горноуральской цивилизации  племена манси ушли с Чусовой на север. Сейчас в Свердловской области манси живут в районе Ивделя. По данным переписи 2010 года, там их оставалось около 200 человек (всего в России из манси оставалось 12 269 человек).

Мост через реку Ёкву в майском разливе. Автор: Дмитрий ЛатышевОднажды в июле мы отправились на велосипедах к Чусовой, к местам бывших вогульских селений. По дороге от станции Харёнки (деревня Колпаковка) мы проделали путь в тридцать с лишним верст на север, к подножию горы Старухи. Дорога привела нас к мосту через реку Чусовую, на окраину деревни Старые Харёнки. Оттуда мы проехали четыре версты на северо-запад до деревни Ёквы. Дорога оказалась "весёлой" – с ухабами и ямами, она то поднималась в гору, то круто спускалась вниз. Мы достигли мостика через горную речку Ёкву.
Река Ёква летом кажется мелкой, но в мае она превращается в бушующий поток и разливается морем в окрестных лесах.

Вид на деревню Ёкву от устья реки Ёквы на Чусовой. Автор: Дмитрий Латышев В устье Ёквы на Чусовой и расположена одноимённая деревня.. В советские времена здесь была база лесозаготовок. Деревня не умерла. Среди старых домов дачники возводят новые хоромы. Когда–то Ёква была вогульской деревней. 
У манси "эква" означает Женщину, Мать, Старуху. Это слово звучит в именах богини земли Калтась-Эквы (она же Сорни-Эква, Золотая Баба), богини солнца Хотал-Эквы, богини огня Най-Эквы и других.
Впрочем, "Ёква" может быть обрусевшим гидронимом Ёг-ва (Йог-ва), означающим реку, течение реки. По данным И.Я. Кривощекова, О.В. Смирнова, он созвучен с хантыйским йыгей (йыг – "река") или марийским йогы ("течение"). Интересно, что Мамин-Сибиряк эту деревню называл именно Иоквой.

Устье Ёквы на Чусовой в мае. Речку не узнать – настоящая йог-ва. Автор: Михаил ЛатышевДобравшись к вечеру до деревни, мы испытывали жажду. Четыре десятка вёрст под июльским солнцем дали о себе знать. Нас выручил мальчик, который убежал в дом, стоящий рядом, и позвал отца с матерью. Они были похожи на манси, совсем обрусевших. 
Зачем они приехали в Ёкву, догадаться легко. Это древнее селение близ горы, на которой в старину священнодействовали вогульские шаманы. Гора так и зовётся – Вогулинская. Она обрывается скалистыми отрогами к левому берегу Чусовой. 
Под сводами бойца Оленьего. Автор: Михаил ЛатышевПоблизости от устья речки Ёквы есть удобная стоянка Природного парка "Река Чусовая". Она расположена у переката. Мы пробрались к ней по правому берегу. На закате дня совершили прогулку под высокими сводами бойца Оленьего. Ночью я не мог заснуть, будто кто-то шептался у палатки. Река переговаривалась с камнями, порой в разговор вмешивался всплеск рыбы. По Реке Теснин бродила тень Волшебного Тайменя. Ален, так звали вогулы Волшебного Тайменя, уходил в глубокие омуты у камня Аленьего (Оленьего).
Ален – Волшебный Таймень, обитал по легенде в омутах у камня Аленьего. Автор: Михаил Латышев

Мы пошли туда, куда давно никто не ходил. К священным вершинам Вогулинской Горы поднимались осторожно, стараясь не шуметь и не гневить вогульских богов. Чёрные коршуны парили в синем небе, выглядывая добычу. Наше внимание привлекли каменные статуи, высеченные природой на склонах.

Чёрные коршуны парили в небе, выглядывая добычу. Автор: Дмитрий Латышев

Одна из них напоминала большую зайчиху. Мать всей земли, Калтась-Эква, во все времена года сохраняет своё берёзовое одеяние. Летом она предстаёт в образе белого лебедя, а зимой является в белоснежной заячьей шубке.

Вогулинская Гора и статуя Калтась-Эквы, которая является в образе зайчихи. Автор: Михаил ЛатышевВернувшись к стоянке, мы поднялись по тропе на хребет бойца Оленьего и прошлись по всем его вершинам. Боец Олений - один из самых красивых бойцов на Чусовой!

Боец Олений - один из самых красивых бойцов на Чусовой. Автор: Михаил ЛатышевЭто целая гряда семидесятиметровых скал, тянущихся по её правому берегу. Исполинские башни, колонны, громадные расщелины и островерхие останцы чередуются между собой. Тропинка вела нас от одного каменного города к другому.
На самой высокой скале бойца установлен крест памяти мученика царевича Алексея, и в память о 400-летии Дома Романовых.
Каменный крест на вершине Оленьего в память о царевиче Алексее, сыне Николая II, и в память о 400-летии Дома Романовых. Автор: Михаил ЛатышевБоец Олений хорошо известен туристам-водникам. Заметили мы на нём и скалолазов. При посещении бойцов на Чусовой нужно помнить, что их вершины – место гнездовий редкого у нас сокола-сапсана и других видов птиц. Птицы зачастую страдают от беспокойства, причиняемого "горе-альпинистами", и вынуждены искать другие места обитания.
Вершины бойца Оленьего – место гнездовий сокола-сапсана. Автор: Михаил ЛатышевЛес на Оленьем весной 2016 года сильно пострадал от пожара, устроенного туристами. Так что у медали "За увеличение турпотока на Чусовую" есть и обратная сторона.

 С вершины Оленьего виден камень Дыроватый. Автор: Михаил Латышев

С вершины Оленьего нам был виден камень Дыроватый. Чусовая переливалась на солнце и размеренно текла от Дыроватого к Оленьему, от Оленьего к Вогулинской Горе и дальше, к деревне Ёкве.
Чусовая размеренно текла от Оленьего к Вогулинской Горе. Автор: Михаил ЛатышевМы спустились к стоянке и перешли брод, чтобы отправиться в путешествие к бойцу Дыроватому по цветущему левому берегу. Пышные дикоросы радовали глаз, многие редкие растения мы видели впервые.
На берегу Чусовой. Автор: Дмитрий Латышев

Летом, в межень можно просто "ходить по Чусовой", обходя береговые заросли по мелководью. Для путешествий "по воде" мы одеваем сандалии-"водоступы", которые защищают ноги от камней ершистого дна.
Утёсы бойца Оленьего. Автор: Дмитрий ЛатышевПри виде с левого берега утёсы Оленьего, то белоснежные, то гранатово-рубиновые, были особенно хороши.
Вид на камень Олений с левого берега Чусовой. Автор: Дмитрий Латышев

Боец Олений популярен у туристов-водников. Автор: Дмитрий Латышев

Мы шли по берегу вдоль красивого плёса, тянущегося от камня Дыроватого к бойцу Оленьему. На плёсе растянулся на триста метров в длину остров Дыроватый. По пути попадались стволы, погрызенные бобрами. Посетив интересные пещеры в прибрежных скалах, мы добрались до подножия бойца Дыроватого.

Плёс на Чусовой у острова Дыроватого. Автор: Дмитрий Латышев
Пиршества бобров. Автор: Дмитрий Латышев
Пещеры на левом берегу по пути к Дыроватому. Автор: Дмитрий Латышев

Дыроватый нависал над нами огромной каменной подковой, закрывая небо. Было ощущение, что мы находимся в каменном колодце.
Боец Дыроватый подходит к дуге Чусовой ниже Буркайских скал. Каменная стена длиной около полукилометра вырастает из леса и достигает высоты восьмидесяти метров.
Дыроватый является геологическим памятником природы. В северном конце камня Дыроватого находится пещера Скалолазов, её мы обнаружили сразу. Большое отверстие (вход) виднеется на высоте двадцати метров. К пещере Скалолазов подниматься не стали – мы ж не скалолазы!
Каменный колодец бойца Дыроватого. Автор: Дмитрий Латышев

Археолог С. Островский рассматривает эту пещеру как "региональное святилище, в частности, как место паломничества и проведения культовых празднеств различными группами уральского населения". Он пишет: "Пещера камня Дыроватый — одно из древнейших жертвенных мест на Урале, использовавшееся с эпохи мезолита (а возможно, и верхнего палеолита) …, где основным культовым действием, вероятно, была стрельба в отверстие пещеры.
В целом из святилища получено более 21 тыс. находок. Пещера камня Дыроватый с большой долей вероятности может быть отнесена к межплеменным местам почитания".

Пещера камня Дыроватого — одно из древнейших жертвенных мест на Урале. Автор: Дмитрий Латышев

Археологи нашли в пещере около десяти тысяч наконечников стрел из кости, кремня, меди, бронзы и железа (всех веков!).
Древние люди, проходя мимо бойца на лодке, пускали стрелу в жерло пещеры.
При удачном попадании и охота была удачной!

Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев, Дмитрий Латышев