Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Илим. Чусовая

Неизвестная Чусовая. Илимская Осень

22.12.2015 15:15:56

Тот, кто читал книгу А. Иванова "Message:Чусовая", обратил внимание на то, чем "прославились" чусовские селения в Наговоре старого чусовлянина:

"Преславное чудо, небо украшено звёздами, земля цветами, …, Утка косыми лаптями, Пермяки грязными местами, Шайтанка хвастунами, Мартьянова зипунами, Волегова токунами, Илимка колдунами, Кын бражниками".

В Кыну был – бражников не видал, а вот что за Илимка была такая с колдунами?

Илимка – это старое название реки Илим, левого притока Чусовой. Небольшая горная речка начинает свой бег с водораздела рек Чусовой и Сылвы близ деревни Пермяки. Недалеко от станции Илим речка пересекает дорогу Первоуральск-Шаля и после небольшой запруды пробивается на север по глухим логам, к Чусовой. Неужели здесь были колдуны?

На берегах Чусовой первыми хозяевами были древние предки коми. Их русские люди за диковинные обряды и шаманские верования называли "чудью", а за знание природы рек и лесов, силы трав – считали колдунами, побаивались. Может и сейчас где-то в чусовских лесах лесные чародеи готовят таинственное зелье? Считалось, что колдуны добавляли в кипящее варево разные составы, увеличивая силу заклинаний: змеиные языки, жуков-светляков, железный порошок.  Одной из колдовских приправ была истолченная кора горного ильма.

Ильмов (вязов) на берегах Чусовой Вы не найдёте. Поэтому название речки Илимки, увы, вовсе не от слова "ильм", как об этом часто повествуют в путеводителях. Тогда от чего?

Дорога к Илимскому урочищу

Чтобы познакомиться с этим загадочным местом, я отправился от деревни Колпаковка (станция Харёнки) на велосипеде, когда над Чусовой ещё бушевали жёлтые сполохи сентября из лиственниц и опадающих берёз.

Проехав через пару километров мост над рекой Кашкой, я свернул на северо-восток по старой чусовской дороге, идущей до Старых Харёнок. Через 7 км дорога повернула севернее, и я очутился у истоков реки Талицы, притока Илима. После Талицы у дороги сохранилась деревянная беседка для путников, под крышей которой можно укрыться от непогоды. Взяв очередной подъём в гору, я наконец-то свернул на дорогу к бывшему селу Илим. Давно хотелось побывать на его месте! До мечты оставалось всего 6 км и мой железный конь упрямо врезался раз за разом в раскисшие колеи. Преодолев речку Засуху, я спустился в долину Илима и попал во владения Природного парка "Река Чусовая".

Чудное место! Илимку я сначала не увидел, а услышал - как она шумит и журчит на каменных перекатах. Дорога вышла в урочище, слева опускались отвесные склоны горы Головашки. Справа от реки на границе с ельником виднелись небольшие красивые прибрежные скалы. Илимка нешироким потоком прорезала урочище, солнце играло на бурунах воды.

За свой путь в 33 км Илимка успевает принять воды рек Мостовая, Ленёвка, Талица и Засуха и является самой чистой рекой в Свердловской области! Илимка известна тем, что в ней водился хариус. Я попробовал её ледяную воду голубоватого цвета – нет вкуснее напитка на свете! Из речки Илимки можете смело пить просто так, без кипячения и фильтров. Это редкость в наши дни. Снимается запрет из далекого детства, когда впервые начинаешь помнить себя, свои первые попытки осознать этот мир. На улице жарко и солнечно, ты стоишь по колено в луже и недоумеваешь – почему нельзя пить из неё, ведь пить хочется?

Дальше по пути открывается во всей красе Илимский Камень, под которым - устье реки Илимки. Он нависает над Чусовой стеной 700-метровой длины и обрывается утёсом, украшенным шапкой леса. Утёсы Илимского Камня прерывают Илимский плёс, длинный двухкилометровый "тягун" от камня Кумашного, преграждая путь красавице Чусовой. Река Теснин вынуждена разворачиваться в этом месте почти на 180 градусов к северу, делая крутую петлю.

Илимское урочище – одно из красивейших и живописных мест на Чусовой. На противоположном берегу раскинулся горный луг. По левому берегу вдаль уходят просторы бывшего села Илим, над которыми высится луговая копна горы Головашки (365 м).

Здесь, судя по цветным фотоснимкам С.М. Прокудина-Горского экспедиции 1912 года, в устье горной речки на левом берегу Чусовой когда-то располагалось село и пристань с тем же названием – Илимка.

История появления села Илим

Первое, что Вы заметите на месте села – скромную часовенку, установленную на месте Троицкой церкви села Илим. Табличка в часовне указывает на возможный год, когда здесь появились первые дома - 1636.

Село Илим когда-то было волостным центром, к которому относились окрестные деревни: Романова, Волегова, Мартьянова, Сулём и Кашка.

Его история началась с того, что в конце 30-х годов XVIII века Акинфий Демидов хотел построить завод на речке Илим. Но горное управление не уступило Демидову эти места, поскольку Уткинское плотбище снабжалось лесом с казённой Илимской "лесной дачи". Вместо завода на Илиме было решено возвести плотину с прудом для пильной мельницы, которая поставляла бы древесину казённым пристаням Сулём и Ослянка. В 1743 году горный инженер Н. Клеопин при посещении стройки заключил: "…речка Илимка явилась для строения пильной мельницы весьма угодна". При пильной мельнице с 1743 года  деревню заселили крепостными крестьянами из Подмосковья и Поволжья. По рассказам П.М Попова 1902 г.р., сюда же отправляли беглых и ссыльных, "политических".

Затем выяснилось, что проще сразу строить на Илиме готовые барки и затем порожними сплавлять их к казённым пристаням, чем отправлять туда лес. Так деревня Илимка превратилась в настоящую судоверфь! Плотбище организовали на правом берегу Чусовой, напротив Илимского камня. После вырубки леса там осталась большая луговина.

Деревня разрослась и в 1775 году стала селом, когда была возведена первая церковь Святой Живоначальной Троицы. В 1833 году взамен старого и обветшавшего здания был построен новый  деревянный однопрестольный храм. На фотографии С.М. Прокудина-Горского он обнесён оградой, рядом стоял дом управляющего. Рядом с судоверфью воды Илимки по деревянному водосбросу обрушиваются в Чусовую.

Стоя перед часовней и её старым деревянным куполом, лежащим рядом, невольно снимаешь шапку. Здесь когда-то была и скрылась в реке Времени маленькая часть горноуральской цивилизации. Её следы остались в чусовских пристанях, зданиях бывших заводов и дорогах.

Главной, сплавной, дорогой была сама Чусовая, которая зимой превращалась в санный путь. Для зимних обозников казна содержала "ямы" – постоялые дворы в деревнях через каждые 20 вёрст, на расстоянии дневного перехода. Три больших чусовских тракта объединяли кровеносную систему первых уральских заводов. Вдоль реки Межевая Утка от Нижнего Тагила к чусовской пристани Усть-Утка шёл Горнозаводский тракт, устроенный в 1725 году. От Кушвы к Ослянской пристани в 1738 году проложили Гороблагодатский тракт. Вогулом Петром Шахманаевым в том же году от Ослянки был проложен Кунгурский тракт до города Кунгура. За Кунгуром тракт продолжили к реке Каме, к будущему губернскому городу Перми.

От чусовских пристаней Усть-Утки, Кашки и Илима дороги тоже вели на запад - в Кунгур. По одной из них я и добрался в Илим. Осталось разыскать Илимскую пристань.

Илимская пристань

Известно, что отправки барок в устье Илима была построена уникальная каменная пристань, таких на Чусовой всего две! Вторая находится в Кыну. Выйдя на стрелку Илимки и Чусовой, я в растерянности озирался, потому что не увидел пристани, которая была где-то совсем рядом.… Шумела Илимка, входя своей быстрой струёй в плавные воды Чусовой. Правый берег Илимки зарос настоящей урёмой. И в этом густом кустарнике неожиданно для меня вдруг явно обозначилась древняя каменная кладка, поросшая зелёным мхом. Удача!

Но как же туда пробраться? От дороги, ведущей к часовне, виднелся старинный "фунтовый съезд", спускающийся к руслу Илимки. Путь уходил вброд и дальше, за Илимским камнем, продолжался старой дорогой до деревни Волегово. Делать нечего, пришлось войти в ледяные воды Илимки. Холод необычайно ломил ноги, душа при "крещении" рвалась наружу.

И вот я стою прямо под Илимским Камнем. На меня смотрят красноватые плоские камни Илимской пристани, сохранившие гул прошедших веков. Вечернее солнце прячется за лесом. Ладони чувствуют оставшееся тепло в шершавых старинных плитах.

Эти плиты для пристани вырубались тут же, из массива Илимского Камня. В результате получился настоящий "форт" высотой около 3 м и длиной около 20 м.

Пристань получила форму скошенной буквы "П" с симметрией правильного пятиугольника. Форт-крепость был внутри утрамбован глиной и землёй, его стены врезались в береговые склоны. Пристань построена в стороне от берега Чусовой, чтобы по весне быть затопленной караванным валом только на две трети.

А. Дмитриев в книге "Экскурсия учеников Нижне-Тагильского горнозаводского училища по реке Чусовой в 1908 г." пишет об Илимке так:

"Илимка, или Илимская пристань. Здесь строят суда, сплавляемые за 82 версты вниз к Ослянской пристани, где и грузят продукцией гороблагодатских заводов. Илим — это не пристань, а плотбище, или судоверфь. В Илимке видели судно — барку, приготовленную для прогулки горного начальника Гороблагодатского округа генерала Левицкого. Судно с полной обстановкой: мягкой мебелью, пружинными матрацами, кушетками, кухней".

С Илимской верфи ежегодно отправляли 100-112 порожних барок вниз по Чусовой до Ослянской пристани для загрузки железом с заводов Кушвы. Теперь бойницы каменной пристани взирают на бывшее плотбище по правому берегу.

Я поднялся на вершину Илимского Камня и огляделся. Какая красота вокруг!

Вдалеке видна маленькая шапочка леса, которая осталась нетронутой на ближней вершине горы Головашки. Там до сих пор находится сельское кладбище Илима и раньше стояла часовня. По логу между вершинами Головашек к берегу Чусовой пробирается речушка Мулянка.

У Камня есть три небольшие пещеры (до   5 м). Приятно бродить по его склонам, покрытым настоящим моховым ковром.

Я нашёл старую выработку в скале, из которой в XVIII веке вырубался камень для пристани. Ощущение, будто работа кипела здесь совсем недавно. Казалось, только-только улеглась пыль, когда ухали киркой и долотом по горной породе и тащили к телегам ровные камни.

За часовней с Илимского камня хорошо виден плёс, на берегу которого заметны памятники селу Илим. Вернёмся к ним, чтобы узнать, что же случилось с селом?

Как исчезло село Илим

В концу XIX века Илим был уже большим селом с четырьмя сотнями домов (!) и тремя тысячами жителей. Но в 1888 году почти всё село уничтожил сильнейший пожар, из 400 домов спасли всего три избы. Но Илим смог отстроиться. В XX веке село вместе со всей Россией пережило революцию и Гражданскую войну, прекращение сплавов железных караванов.

Троицкий храм, к сожалению, снесли большевики в 1932 году, в разгар "войны с религией".

Илимцы работали на механизированном лесопункте, по 9-километровой узкоколейке они подвозили брёвна к Чусовой и спускали их в реку на молевой сплав.

И снова Илим настигает пожар - 30 мая 1939 года сгорело почти всё село. История этой трагедии рассказана в книге "Предания и легенды Урала" (Свердловск, 1991). От искры паровоза загорелся лес между станциями Харёнки и Илим. Сильный ветер пригнал верховой огонь к селу. Камень Илимский полыхал так, что головёшки летели через Чусовую. Днём в домах оставались женщины, дети и старики, которым пришлось спасаться в реке, настолько сильным был жар. Минут за 40 было всё кончено. Два десятка домов из 370 смогли отстоять, в том числе благодаря насосу, с помощью которого качали воду из Чусовой.

Хоть и давали потом жителям ссуды на строительство или покупку домов, село уже не оправилось от удара. В 60-70 годах прошлого века Илим стал вымирать. До начала 1990-х на правом берегу Чусовой жила одна из последних жительниц Антонида Алексеевна. Гостили у неё рыбаки и охотники, сплавщики. По её рассказам, однажды в избу зашел волк, но баба Тоня не испугалась и выпроводила "гостя" за ушко со словами: "Иди, батюшко, иди!" (по книге "Предания и легенды Урала").

На берегу Чусовой в память о селе сооружён ещё один оригинальный памятник. Вершину железной треноги венчает модель чусовской барки, а на цепях висят багор, пила и прочие приспособления. Судя по "харизме" и стилю сооружения, похоже, что его соорудил знаменитый "сулёмский дед" Павел Иванович Гилёв. Для любознательных туристов кто-то аккуратно повесил листочки с напечатанной историей села Илим, бережно уложенные в файлики. Почитайте.

Рядом установлен новый памятник с надписью "Вечная слава илимцам – защитникам Отечества! Помним…" На нём изображен Георгиевский Крест с датами 1914-1923 и одновременно - орден Великой Отечественной войны с датами 1941-1945 на фоне Георгиевской ленты. Как верно сделано! Важно не противопоставлять память защитников Родины, России в разные исторические времена, а объединять её.

На прощание, перед отъездом в Сулём, я поднялся на гору Головашки. Между её вершин видны следы выработок, ведь ещё в XIX веке в толще горы обнаружили угленосные слои. Тропинка к вершине с лесочком на самом деле ведёт к старому илимскому погосту с покосившимися деревянными восьмиконечными крестами. Я осторожно пошёл по ней. Кладбищенская часовня не сохранилась. К таким местам туристам следует относиться бережно и не рыскать там ради любопытства. За некоторыми могилами ещё ухаживают. Здесь упокоились старинные фамилии Волеговых, Поповых, Романовых.…

Ниже кладбища, на холмах левого берега Чусовой видны руины фундаментов домов. Всё, что осталось. Грустно.

Осень – это всегда какое-то пронзительное время года, когда небо становится прозрачнее, синее. Когда природа грустит в предзимнюю пору – и ты отчего-то вместе с ней. Вот налетели облака и воинство елового леса ощетинилось золотыми шеломами лиственниц. Чусовая, как и тысячи лет назад, серебрилась в лучах солнца и убегала вдаль, к Журавлиному Горлу.

Прощай, Илим!

P.S. По возвращению домой из Илимской Осени меня "осенило" – не случайно раньше реку и село Илим звали иначе – Илимкой! Неужели к древним лодкам ведёт ниточка?

Происхождение названия Илим

Река Илим на Чусовой упоминается на языке манси в описании историографа Миллера Г.Ф. как "Jalym ja". Что значит слово Илим?

Илим, илым – так исстари называлась у донских казаков приволочка, небольшой невод. Такая рыболовная сеть состоит из "матни" (мотни, кошеля) и двух "крыльев"; она пускается во всю глубину. Оказывается, слово "илим" (рыболовная сеть либо то, что тянут волоком) заимствовано из тюркского.

Сравните: татарское jälym, jylym; казахское, татарское ǯуlуm; тюменское, башкирское. Jylym (йылым); чувашское sil᾽еm.

Так что южноуральская река Зилим – тёзка нашего Илима! При "обрусении" слово преобразовалось в "илимку".

Однако это слово встречается и в Сибири. В книге Максимилиана Кравкова "За сокровищами реки Тунгуски" упоминается большая лодка:

"Пока экспедиция разгружалась, профессор с Николаем пошел в местный РИК.
Проходя по берегу, Коля заметил невиданные ещё им большие лодки с высоко задранными носами, с мачтой и досчатой постройкой, прикрывающей всю середину лодки. 
- Это илимка,  - объяснил профессор.  - В такой вот мы и поедем
".

Кеты (енисейские остяки) для передвижения по воде использовали большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до 4 т, длина до 15 м) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. Ч.М. Таксами в книге "Нивхи" сообщает, что во время летних кочевок кетские охотники сооружали на илимке жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев. На него уходило 10—14 пар, которые попарно связывались вверху. По верху и боковым сторонам крепились горизонтально идущие черемуховые ветки, к ним вязали бересту. Лодочный шалаш в холод и ненастье укрывали шкурами. Илимка была и последним домом, археологам встречались захоронения в перевернутой лодке.

Плавали илимки так: шли друг за другом на расстоянии около сотни метров. При низком уровне воды, когда на перекатах илимки садились на мель (это называлось "поймать бурундука"), снять их оттуда можно было только совместными усилиями, с помощью лошадей с другой илимки. Длинный высокий нос лодки позволял высаживаться на берег, не подходя к мелководью.

Интересно, что в кетском языке лодка-илимка называется "асель", а "илимками" их стали называть пришлые русские поселенцы, потому что лодку-илимку приходилось тащить волоком, бурлачить.

Известный Ленский волок в Сибири проходил как раз от Илима (правого притока Ангары) - к притокам Лены. В среднем течении реки стоял город Илимск, который после завершения гидроэлектростанции был затоплен Усть-Илимским водохранилищем.

Устье нашей реки Илим на Чусовой, когда-то богатой хариусом, издавна заприметили древние люди. Рыбное это место и названо оно не случайно. Так его могли назвать тюркоязычные племена, которые ловили неводом рыбу в этих местах.

Мне по душе "корабельная версия". Возможно, приходилось "илымить", тащить лодки волоком на Илимском плёсе. Наводнение 1862 года на Чусовой в этом месте и вовсе привело к выносу большого количества камня и песка. В русле образовалась коса-лещадь.

Кроме того, идея строить крытые плоскодонные вместительные лодки встречалась у многих народов. Русские, перед тем как попасть в Сибирь, впервые пошли с Ермаком туда по Чусовой и Серебрянке. Не исключено, что они переняли название лодки, которую тянут волоком, у местных племён.

Чусовские барки и коломенки имеют сходство с лодкой-илимкой. Символично, что целая судоверфь и одна из двух каменных пристаней на Чусовой была именно здесь, в устье Илима.

Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев, С.М. Прокудин-Горский

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
2. Путеводитель-лоция "Река Чусовая". Уральская Картографическая Компания, 2010 год
3. Фотографии С.М. Прокудина-Горского экспедиции 1912 года (prokudin-gorskiy.ru)
4. Ч.М. Таксами. "Нивхи" Л., 1967.
5. Максимилиан Кравков.  "За сокровищами реки Тунгуски"
6. Кругляшова В.П. (сост.) "Предания и легенды Урала", Свердловск, 1991
7. "История илимочного флота", http://sovrudnik.ru/museum/istorija-ilimochnogo-flota/
8. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
9. Материалы сайта о кетах, http:// my.krskstate.ru