Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Екатеринбург метро Свердловская область максимальное приближение

Энциклопедия Екатеринбургского метрополитена

21.10.2015 20:47:04

По плотности пассажиропотока Екатеринбургский метрополитен занимает третье место среди российских метрополитенов. Ежедневно подземные поезда перевозят около 170 000 пассажиров. Линия метро пересекает пять из семи наиболее густонаселенных районов города с юга на север. Ее длина составляет 12,71 км, часть пути подземка проходит под городским прудом. На линии 9 станций и каждая имеет свое лицо и свою историю. Начнем с самого начала.

Необходимость строительства метрополитена в Свердловске (так с 1924 по 1991 год назывался  Екатеринбург) созрела еще в 60-70-х годах XX века. В 1974 году даже была утверждена Комплексная транспортная схема Свердловска (автор – Гипрокоммундортранс). В числе прочего в этом документе говорилось о необходимости строительстве метрополитена, который по рекомендациям специалистов  должен был включать три самостоятельных ветки, скрещивающихся в центральной части города. Основу этой идеальной схемы составлял треугольник, где в качестве вершин – пересадочных станций выступали «Площадь 1905 года», «Геологическая» и «Театральная».

Вся сеть метрополитена должна была состоять из 25-ти станций, с перспективой развития до 31-ой станции (40 км).  Впрочем, Совет Министров СССР утвердил  в качестве первой очереди свердловского метрополитена «линейный проект»: с севера на юг, от станции «Проспект космонавтов» до станции «Щорса» (нынешняя «Ботаническая»). На реализацию этого проекта потребовалось 32 года (август 1980 года – июнь 2012-го). 

Первые три станции метро – «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» – были торжественно открыты 27 апреля 1991 года. Первое время там курсировали всего два поезда. Они ходили по челночной схеме: вперед и назад, без оборота. Во избежание путаницы на станциях работали световые информационные табло, сообщая на какую платформу прибывает поезд и в сторону какой станции он движется. В народе новоиспеченное метро прозвали «игрушечным» или «второй детской железной дорогой» (первая была в парке культуры и отдыха). В метро, как на экскурсию, приезжали из разных концов города, а местные мальчишки регулярно забегали сюда, чтобы покататься. Длина ветки была 3,2 км.

«Проспект Космонавтов» долгое время считался самой необычной станцией свердловского метро: стены одеты лабрадоритом и мрамором космического цвета: черным с прожилками из белого кварцита. Колонны сделаны из анодированного металла, а светильники похожи на сопла ракеты (металлические элементы изготовлены на заводе «Уралэлектротяжмаш»). Уходя с платформы, пассажиры «возвращаются на Землю» при помощи рельефной композиции с космонавтом (художник Борис Клочков, автор всех мозаик и барельефов, украшающих станцию). «Проспект Космонавтов» проектировал авторский коллектив под руководством Спартака Зиганшина. Теперь станция уже «примелькалась» и необычными считаются «Чкаловская» и «Ботаническая»,  кстати, их разрабатывали молодые архитекторы и Артур Зиганшин.

«Уралмаш». Изначально эту станцию планировали сооружать у главной проходной одноименного завода-гиганта. Но проект пересмотрели, и наземная часть станции разместилась в кинотеатре «Заря». До заводской проходной отсюда несколько трамвайных остановок. И все же именно «Уралмаш» читается в оформлении станции: ее свод похож на огромный винт, а путевые стены в местах встречи с потолком имеют зубчатое очертание. Очень хороши барельефы над выходом из фойе станции (скульптор Владимир Егоров), а буквы в слове «Уралмаш» вычертил будущий рок-музыкант, а на тот момент выпускник Свердловского Архитектурного Института Вячеслав Бутусов.

               

 

Станция «Машиностроителей» расположена рядом с машиностроительным заводом имени Калинина. Завод эвакуировали в Свердловск во время Великой Отечественной войны, а теперь он является одним из крупнейших предприятий города. И название, и оформление станции посвящены ЗИКу. На путевых стенах – металлические барельефы промышленной направленности, в интерьере использованы мрамор, змеевик, гранит, а разделительная полоса около края платформы выложена черным лабрадоритом.

От «Машиностроителей до «Уральской» тоннель метрополитена  идет под проспектом Космонавтов. Когда-то эта дорога называлась шоссе УЗТМ, а до строительства Уралмаша это был Верхотурский тракт, связывавший Урал с Сибирью. По нему гнали на каторгу колодников, и строители Уралмаша застали на обочинах дороги могилы с покосившимися крестами: недошедших хоронили прямо здесь. Кстати, это самый длинный перегон екатеринбургского метрополитена, время в пути 3.26. Кроме того, на это отрезке пути меняется глубина метрополитена: с 6-8 метров, на которых заложены  «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» до 42-х, на которых находится «Уральская».

Станция «Уральская» – самая глубокая в екатеринбургском метрополитене: 42 метра вниз под землю. Наверх эскалатор движется почти 70 секунд. По замыслу создателей метро «Уральская» – визитная карточка города. На ее оформление не пожалели ни камня, ни металла, чтобы продемонстрировать богатство наших недр и мастерство умельцев. Авторы проекта стремились реализовать идею уральского завода, с его надежностью и основательностью. Отсюда массивные опоры и кованые люстры (разработка Виктора Кощеева, реализация – завод «Три тройки»). Планировалось поставить на «Уральской» скульптуру  Василия Татищева, но этот проект не состоялся из-за смерти автора эскизного проекта Владимира Егорова.

 «Уральская» (она же «Вокзальная», она же «Свердловская») была открыта второй по счету, через полтора года после пуска «игрушечного метрополитена». Однако начиналось свердловское метро с нее. Недалеко от входа на станцию на невысоком постаменте лежит плита, которая указывает, что здесь в августе 1980 года экскаваторщик Николай Савкин вынул первый ковш земли для строительства ствола шахты будущего метро.

Задача интерьеров станции «Динамо» – «показывать значение спорта и физической гармонии в жизни человека» (так писали в газетах). Стены и пол здесь облицованы гранитом и мрамором, в конце платформы вариация на тему древнегреческого «Дискобола». Интересно, что оригинал – творение мастера Мирона – до нас не дошел (не до уральцев, а до людей мира), сохранились лишь несколько мраморных римских копий. Впереди самый сложный в техническом плане перегон Екатеринбургского метрополитена.

Часть пути в площади 1905 года проходит под городским прудом. Строители рассматривали три варианта: пересечь пруд метромостом, построить тоннель на дне или проложить его глубоко под землей, ниже уровня воды. Остановились на последнем варианте. Проходчики, работавшие на строительстве этого перегона, больше походили на водолазов. Они работали в прорезиненных робах и в постоянном контакте с водой: она то сочилась, то «била» из трещин внушительными фонтанами. Между тем под водой нужно было пройти 1000 м (два тоннеля по 500 м). Сначала проходчики одолевали в сутки всего 30-40 см. Потом – по метру. Рекордным стал январь 1988 года: за месяц удалось пройти целых 45 м. Много проблем было и с гидроизоляцией станции: однажды ее затопило, и все работы пришлось прекратить. Специалисты предложили для усиления гидроизоляции на каркасы из арматуры приваривать стальные листы толщиной 10 мм (1 см!).

 Станция «Площадь 1905 года» была открыта в 1994 году. Свердловск уже переименовали в Екатеринбург, памятник Свердлову облили красной краской, под табличками с названиями улиц писали их старые имена: Вознесенская (Карла Либкнехта), Златоустовская (Розы Люксембург), Крестовоздвиженская (Карла Маркса), Тихвинская (Хохрякова), Успенская (Вайнера). Но станцию метро «Площадь 1905 года» открыли такой, какой она была запланирована во времена, когда революцию называли Великой. Перед архитекторами, которые работали над оформлением станции, стояла задача создать своеобразный подземный мемориал, «выразить тему подвига рабочих и подчеркнуть жизнеутверждающий стиль революции». 14 октября 1905 года екатеринбургские железнодорожники, а также рабочие ВИЗа, завода Ятеса и Злоказовской фабрики примкнули к Всероссийской политической стачке. Благодарственный молебен, который организовали городские власти в честь выхода манифеста Николая II «К русскому народу», превратился в революционный митинг. Закончилось все трагически: два человека были смертельно ранены, еще 14 человек серьезно пострадали, а Якову Свердлову товарищи помогли скрыться. Напомнить об этой и других страницах пролетарской борьбы архитекторы решили обилием красного гранита. Впрочем, трактовать цвет каждый волен по-своему.

Станция «Геологическая» была открыта в самом конце 2002 года. Это первый долгострой екатеринбургского метрополитена. Путь от станции «Площадь 1905 года» до «Геологической» пришелся на 90-е годы XX века. Постоянные проблемы с финансированием строительства, огромные долги по зарплате, громкие лозунги и невыполненные обещания. Однажды, чтобы получить свои деньги (долг по зарплате был около полугода), метростроевцы объявили сидячую забастовку и полмесяца провели под землей. И вот представьте: разгар забастовки, страсти накалены до предела, у «официальных лиц» решить проблему не получается, а забастовщиков показывают уже по всем центральным каналам. Власть близка к истерике, и тут, на «белом коне», то есть с мешком наличных денег, под землю спускаются люди от ОПС «Уралмаш» (в тот момент аббревиатура ОПС трактовалось как «общественно-политический союз», но горожане еще хорошо помнили первоначальную расшифровку «организованное преступное сообщество»). Как бы то ни было, метростроевцы начинают получать зарплату, ситуация выходит из пике.

«Геологическая» украшена рядом панно из уральского камня (исполнитель – завод «Уральские самоцветы»). Панно имитируют срез земной коры и символизируют богатство уральских недр. К счастью, их изготовление было оплачено заранее, до начала глубокого финансового кризиса, в противном случае, пришлось бы открывать станцию с голыми стенами. Панно выполнены в технике флорентийской мозаики, которая считается царицей мозаичного искусства – она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, пятен и штрихов. Каждый элемент композиции выпиливают из тонких пластинок разного размера (обычная же мозаика сделана из одинаковых кусочков). Зародилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения, но и в Италии, и во Флоренции использовали в основном мрамор, который подкрашивали, чтобы добиться цветового разнообразия. Уральский камень в этом отношении богаче, и наши мастера используют только натуральный цвет.

Когда (если) у Екатеринбургского метро будет несколько веток, «Геологическая» станет пересадочной станцией. Лестницы, уходящие из фойе станции вниз, для этого и предусмотрены: они ведут на нижнюю платформу, где возможно когда-нибудь будут останавливаться поезда других направлений.

«Бажовская» – станция-призрак. Ее предполагалось запустить сразу после «Геологической», но из-за серьезных финансовых проблем было решено пожертвовать станцией, ради скорейшей сдачи конечной станции первой линии Екатеринбургского метрополитена.

«Чкаловская» – предпоследняя на линии, но последняя по времени открытия станция Екатеринбургского метрополитена. Первые пассажиры зашли в нее в июле 2012 года. Станция посвящена беспосадочному перелету Валерия Чкалова и его команды в США через Северный полюс.  Потолок «Чкаловской» похож на крыло самолета, а путевые стены стилизованы под обшивку фюзеляжа с иллюминаторами и приборной панелью. О приближении на станцию поезда сообщают вмонтированные в пол светильники, которые зажигаются как  предупредительные огни на взлетно-посадочной полосе.

«Ботаническая» – конечная стация Екатеринбургского метрополитена. Находится на краю микрорайона «Ботанический», отсюда и ее название. Была открыта в 2011 году. Станция стилизована под пчелиный улей. Ячейки на потолке выполнены из алюминиевых листов медово-золотистого цвета, а стены облицованы китайским мрамором. Оказалось, что по цене везти камень из Китая дешевле чем покупать его у российских производителей.

  Интересно, что почти все названия станций этой ветки метро первоначально звучали иначе: Щорса (Ботаническая) – Большаковская (Чкаловкая) – Куйбышевская (Геологическая) – Площадь 1905 года – Дзержинская (Динамо) – Свердловская (Уральская) – Калининская (Машиностроителей) – Орджоникидзевская (Уралмаш) – Проспект Космонавтов. Как видите, из проектных названий остались только два: «Площадь 1905 года» и «Проспект Космонавтов».

Сейчас информации о развитии Екатеринбургского метрополитена нет. Известно  только, что в ближайшее время ждать  появления в Екатеринбурге новых станций метро не стоит.

            Текст: Светлана Логинова (Кулешова), частично публиковался в путеводителе «Неожиданный Екатеринбург»,
(Издательство Азимут, 2008 год)
            Фото: Ольга Чиж, Лариса Позднякова, Роман Яковлев

 Мы выражаем большую благодарность ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» за помощь в организации фотосъемок, которые были проведены во время работы над книгой «СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. максимальное приближение», в которой и появятся лучшие из получившихся снимков.