Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Уральский барс

27.10.2017 00:48:33

Про проект «Уральский барс» мы узнали летом. Вопрос участвовать или нет даже не стоял, практически все заявленные вершины для нас были абсолютно новы, да и эта часть Башкирии была нами практически не изучена. Оставалось только выбрать время для покорения вершин. Лето для этого категорически не подходило – отпуска были давно спланированы, Тимофей возвращался из путешествия только в конце августа. Участие в «Уральском Барсе» было решено отложить до осени. В сентябре мы, окружив себя картами местности, распечатками с форумов, начали планировать маршруты. У нас было два основных источника информации о вершинах – положение «Уральский Барс» и блог Олега Чегодаева.

Мы решили начать путешествие с самой дальней от родного Екатеринбурга точки - горы Масим (1030м). Мы отправились в путь пятничным вечером, восхождение начали ранним утром в субботу. Не смотря на протяженность маршрута, эта вершина далась нам легко, единственное, что слегка омрачало наш поход – это туман, мы не видели ничего дальше своего носа.J Какого же было наше удивление, когда буквально за 1,5 км до вершины мы увидели несколько деревянных домиков, машину и людей. Оказалось, что здесь, вдали от цивилизации, в теплое время года кто-то живет и держит домашнюю скотину. Мы дошли до вершинки, забрались по железной лесенке на каменные останцы, полюбовались на туманные дали и отправились в обратный путь. Люди, живущие в деревянном домике, пригласили нас в гости, угостили горячим чаем и рассказали много интересностей, как о самой горе, так и о местности в общем, о диких зверях, коих там в изобилии.

след медведя, найденный по дороге на Масим. Автор: Тимофей Лесняк

дорога на Маси. Автор: Тимофей Лесняк

Далее наш путь лежал в заповедник «Шульган-Таш», очень уж хотелось познакомиться с Каповой пещерой и её наскальной живописью. В заповеднике мы насладились прекрасными видами, стоять на смотровой площадке одно удовольствие, во всей красе предстает перед глазами река Белая (она же Агидель) и скальники на противоположном берегу. Капова пещера поражает своими размерами и формами. Очень впечатлил вход в пещеру – это огромная арка, достигающая 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. Слева от входа – Голубое озеро (по преданиям с живой водой), его диаметр всего лишь около трёх метров, зато глубина – более 80 метров! Справа от входа расположено еще одно озеро (по преданиям с мертвой водой), с первого взгляда оно больше похоже на болотце, на самом деле его глубина тоже очень большая. После посещения пещеры мы поехали к озеру Яктыкуль, где встали с палатками на ночь. Утром мы отправились на начало маршрута к горе Кушай (1048м), самой высокой вершине хребта Крыктау. Погода «радовала» дождиком, который по мере набора высоты, сменился снегом. Из-за снежной пелены мы снова оказались в условиях практически нулевой видимости. Вершину мы взяли, полюбовались на скалки, сделали необходимые фотографии и начали спуск к началу маршрута, где нас ждала наша тёпленькая машина. Домой мы вернулись глубокой ночью, потому что внизу погода тоже оставляла желать лучшего, дорога больше походила на каток.

Шульган-Таш. Автор: Тимофей Лесняк

Кушай. Автор: Тимофей Лесняк

озеро Яктыкуль. Автор: Тимофей Лесняк

В следующие выходные мы отправились на гору Рассыпная (1017м). Выезд пятничным вечером, начало восхождения субботним утром. Расстояние от места старта до вершины совсем незначительное – 5 км, мы с удовольствием прогулялись, улавливая первые солнечные лучики. На вершине нас ждали многочисленные каменные останцы, с которых открываются шикарные виды на близлежащие тысячники. Единственная сложность на Рассыпной заключалась в поиске деревянного стола, необходимого для фотографии в рамках проекта «Уральский Барс». Мы прошерстили всю вершину и поняли, что без помощи нам этот стол найти не удастся. Первый наш звонок был Олегу Чегодаеву, сбивчиво объяснив кто я и что мне нужно, я получила подсказку для поиска стола. Стол где-то справа от каменного гребня. Гребень мы обползли вдоль и поперек, но деревянный предмет мебели мы по-прежнему не видели. Посовещавшись, мы позвонили организатору «Барса», никакой новой информации нам не дали. И вот, мы стоим на вершине, в состоянии близком к отчаянию, думаем, куда же запрятан этот злосчастный стол… Тимофей поднимает глаза и видит нашу цель прямо перед нами, на расстоянии вытянутой руки. Стол притаился за деревьями, на самом гребне. Делаем необходимое фото и мчим дальше. В Тирлян.

колесо в Тирляне. Автор: Тимофей Лесняк

В Тирляне мы прогулялись вдоль берега реки, посмотрели на основную достопримечательность посёлка – стотонное колесо, привод, вращавший прокатные станы металлургического завода. После этого отправились к селу Верхнеаршинский, откуда начинается маршрут на следующую вершину – Большой Кумардак (1318м), с дороги открывался вид на Большой Иремель. В субботу Кумардак нам не дался… Мы сбились с маршрута, пропустили нужный поворот и вышли к границе Южно-Уральского заповедника. Пришлось пробираться к хребту Кумардак по азимуту через лес, чтобы не наматывать лишних километров, возвращаясь к точке старта. К подножию горы мы вышли, когда уже стемнело, прыгать по куруму в таких условиях не хотелось, было принято решение вернуться в Верхнеаршинский и утром повторить попытку восхождения. На обратном пути мы окончательно промочили ноги, оставаться на ночлег в палатке при таких обстоятельствах было далеко не лучшим вариантом. В Верхнеаршинском мы постучались замерзшей лапкой в дверь первого встречного дома. Очень хотелось высушить промокшую в лесу одежду и обувь, переночевать в тепле. И нам несказанно повезло - мы пришли к дому Бориса Викторовича Прохорова. Борис Викторович - путешественник, опытный альпинист, обладатель звания "Снежный Барс", талантливый, гостеприимный человек. Нам выделили спальные места в уютном доме, из окон нашей спальни открывался сногсшибательный вид на близлежащие вершинки, натопили баню, Светлана (жена Бориса Викторовича) накормила нас горячим вкусным ужином, напоила Иван-чаем. Вечер прошел за увлекательными разговорами, просмотром альбомов с фотографиями из путешествий. Дом пропитан атмосферой уюта, гармонии, душевного тепла, создается ощущение, что находишься в гостях у очень близких людей, которых знаешь ни один год :)

двор дома Прохоровых. Автор: Тимофей Лесняк

Этот дом построен и обустроен семьёй Прохоровых, на одной из стен можно ознакомиться с достижениями Бориса Викторовича, на полочках стоят альбомы с фотографиями и описаниями интересных маршрутов. Утром нам дали ценные советы по Кумардаку, вторая попытка восхождения увенчалась успехом. Кумардак нам очень понравился – вершина имеет нестандартную для Урала конусообразную форму, вершина курумная, с неё открывается вид на все окрестные горы – Зигальга. Иремель, Ямантау, Ялангас…

Большой Кумардак. Автор: Тимофей Лесняк

Ялангас (1297м) был нашей целью на следующие выходные. Яланагас изначально казался нам самой сложной из 7 вершин, Олег Чегодаев писал про хороший такой брод на маршруте. Мы, конечно, отчаянные, но вынужденно лезть в реку в октябрьскую стужу не хотелось категорически. Но... надо так надо, подумали мы и отправились на штурм :) Машину оставили в посёлке Отнурок, это место мне очень понравилось. Здесь открываются умопомрачительные виды на вершинки, на полянах пасутся лошади, коровы. Красота, одним словом. Брод нам не встретился, дорога к вершине приятная, простая. С Ялангаса открываются шикарные виды, сама по себе вершинка достаточно интересная, благодаря своим зубцам, она напоминает гребень дракона.

Ялангас. Автор: Тимофей Лесняк

В воскресенье мы взошли на гору Курташтау (1019м). Маршрут к этой вершине оказался самым необычным, бОльшую часть пути мы шли вдоль железной дороги. После того, как мы свернули в лес, перед нами предстал ЭВЕРЕСТ! Только он тысяч на восемь метров ниже, чем оригинал. «Эверест. База бандерлогов» - такая табличка красовалась набрезентовой палатке, стоящей недалеко от нашей цели. На вершине Курташтау находится «цирк», образованный выветренными скалами. До этого такое чудо мне еще не встречалось, я очень впечатлена этой вершиной и, конечно, видами с нее!

Курташтау. Автор: Тимофей Лесняк

Напоследок мы оставили Большой Иремель (1582м), с этой вершиной мы уже знакомы достаточно хорошо. Крайний раз мы были здесь в июне, когда принимали участие в забеге «Здоровый как лось». Иремель прекрасен в любое время года, от открывающихся видов захватывает дух.