Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Поход выходного дня на Жигаланские водопады и плато Кваркуш.

04.10.2018 00:31:20

Рассказ прислан на конкурс "Как я провел Уральское лето 2018"

Автор текста и фото - Евгений Жаравин

Часть 1.

Ранним утром 17 июня 2018 года мы выехали из родного города Березники Пермского края в сторону Североуральска. Нас было 4 человека, везла нас старенькая трёхдверная Нива. Дорога до водопадов со всеми остановками на отдых и перекусы заняла у нас примерно 14 часов, в дороге ничего интересного не произошло, запомнился лишь разбитый деревянный мост через реку Улс, да дренажная труба большого диаметра, лежащая поперёк дороги где-то дальше за мостом. Приехали мы на место, кроме нас никого там не было, поэтому выбрали удобную во всех отношениях стояночку – с ровным местом под палатку, со столом и скамейками, да и река Жигалан всего в нескольких метрах. Красота! Обустроили лагерь. Речка быстрая, шумная – начало лета, в горах наверняка ещё много снега лежит. Вечер скоротали за едой, легли спать.

деревянный мост через реку Улс. Автор: Евгений Жаравин

С утра собрались по-быстрому, так как планы на день были грандиозные – вволю налюбоваться каскадами водопадов, выйти на плато и таки подняться на Вогульский камень – самую высокую точку Кваркуша (1066м). Ибо если не был на Вогульском, то считай Кваркуша и не видел.

Доводилось нам ранее бывать на водопадах и плато, но никто из нас на Вогульском ещё не был, время года мы выбрали не самое ходовое, так как наверху точно должен лежать снег, прочный он или рыхлый было неизвестно, проходимо или непроходимо - не загадывали. В общем и целом планы большие, а что из этого получится, никто тогда не мог и предположить.

быстро дошли до самого большого каскада и пошли дальше. Автор: Евгений Жаравин

Итак, мы вышли из лагеря примерно в 9:30 и бодро пошагали вверх по реке, быстро дошли до самого большого каскада и пошли дальше, стараясь не увлекаться на фото и видеосъёмку. Тропа отличная сухая, выглянуло солнце, стало тепло, шли быстро, аж вспотели. По мере продвижения вверх лес становился реже и ниже, речка уже и тише. Тропа пролегала в основном у самой воды, иногда петляя в сторону. Уже в лесополосе появился снег, снег был рыхлый, часто случалось проваливаться, это чуть затрудняло наше передвижение. Чем дальше, тем снег становился глубже и всё труднее и труднее было из него выбираться. Под снегом начался курум. Постепенно лес перешёл в кустарник, а затем исчез и он, снег стал очень плотный, хорошо держал нас, хоть прыгай на нём, глубину его было уже не определить. Мы взобрались по тропе по крутому склону подальше от реки, чтобы не оказаться на опасных снежных карнизах, и потихоньку выбирались уже на само плато. Погодка была чудесная, солнце светило ярко, на небе ни облачка, справа от нас Жигалан ушёл под снег.

Уже в лесополосе появился снег. Автор: Евгений Жаравин

взобрались по тропе по крутому склону подальше от реки. Автор: Евгений Жаравин

Впереди увидели, что на нашем пути по снегу что-то, извиваясь, медленно движется. Подходим ближе. Ба! Да это ручей из талой воды и снега течёт прямиком с плато, пробивая себе дорогу, чем-то напоминает лаву, медленно и верно проделывает себе путь. Снежная каша ползёт, извивается, то остановится, и слегка изменив направление, продолжает движение вновь, зрелище в общем завораживающее. Начало припекать. В голове промелькнула мысль: если так и дальше будет прогревать, то чего хорошего ручей превратится в реку и не в одну и перегородят они нам дорогу назад. Ну да ладно, Будда с ним, идём дальше. Вогульского камня и Братьев не видать пока, значит нужно набрать ещё немного высоты. Подошли к границе снега, северный наш склон видимо закончился, дальше земля, сугробы как будто растрескались или как будто их нарезали большим ножом как сало и куски растащили в стороны. Вай, снега летом много не бывает, это Урал, детка!!! :-)

Да это ручей из талой воды и снега течёт прямиком с плато. Автор: Евгений Жаравин

снега летом много не бывает, это Урал, детка. Автор: Евгений Жаравин

Надев сапоги, идём дальше, шлёпаем по плато, снега нет, местами только сплошной полосой бежит нам навстречу талая вода. Впереди обозначилась вершинка, взяли курс на неё – это должен быть Вогульский, навскидку идти ещё прилично. Местами пересекаем широкие полосы снежных болотц – массы набухшего влагой снега. Обернувшись назад я увидел, что на заснеженных склонах и на самом плато просматриваются огромные по размерам площади таких подтаявших снежников, каким-то чудом еле-еле на такой жаре ещё удерживающих воду. Казалось, ещё чуть-чуть, если где-то прорвёт в одном месте, то вся эта масса сорвётся, увлекая за собой всё больше воды и всё это устремится в долину реки Жигалан.

шлёпаем по плато, снега нет, местами только сплошной полосой бежит нам навстречу талая вода. Автор: Евгений Жаравин

Мысли мыслями, но незаметно выбрались мы на более-менее сухое уже место, Вогульский камень как на ладони, западный склон его весь под снегом. С востока со стороны Главного Уральского Хребта появилась огромная тёмная туча и зацепившись видимо за гору Гумбольдта, начала лить свои воды на ГУХ. Нам надо поторапливаться, сбросив сапоги и оставив вещи, мы налегке начали подъём, взобрались на удивление быстро. Ура! Есть вершина, #КваркушНаш!!! Время 17:00. Наверху отдохнули, сделали необходимые фоточки. С Вогульского камня замечательно просматривается практически весь Кваркуш, на востоке отлично видно ГУХ, в северном направлении наблюдаем горы Шудью-Пендыш, Тулымский камень и многие другие. Обратно вниз пошли быстро, так как туча над ГУХом уже почернела, засверкали молнии, начало накрапывать и на нас, хотя над нами ещё светит солнце. Дождь особо нас не пугал, хоть мы прилично уже устали, настроение у нас замечательное, времени на обратную дорогу предостаточно, дорога под горку, главное взошли на Вогульский, лично я испытывал чувство глубокого удовлетворения, остальное по барабану, хоть трава не расти, как говорится, хоть потоп…

Вогульский камень как на ладони.. Автор: Евгений Жаравин

КваркушНаш - вид с вершины Вогульского. Автор: Евгений Жаравин

Часть 2.

Как в воду глядел. Пройдя благополучно все сухие участки, мы увидели, что ручейки стекающие с плато на нашем пути превратились в небольшие речки, далее один участник нашей экспедиции не удержался на снежнике, упал, провалившись под снег в воду, вымок прилично. Небо над нами затянуло, полил сильный дождь, настоящий ливень, засверкали молнии, загромыхал гром. Вот теперь уже точно всем стало ясно, что пора срочно уносить ноги с горы.

как туча над ГУХом уже почернела. Автор: Евгений Жаравин

Стремительные потоки талой воды, которые пополнялись за счёт проливного дождя, вынуждали нас ступать очень осторожно, чтобы не упасть. Одежда на нас вымокла до нитки за несколько минут, вода как из ведра, стекая по одежде, затекала и в сапоги, в начале пару раз я снимал их и выливал из них воду. Дошли до курумника - спускаться по нему оказалось нелегче, так как камни очень скользкие. Гроза не унималась. Жигалан из спокойной горной речушки превратился в бурлящий поток, стремнину, при этом значительно поднявшись по уровню. Те тропы, по которым мы утром спокойно шли вверх, сейчас с головой ушли под бурлящую воду. Жутко было представить, что будет, если нечаянно оступишься или споткнёшься, вода унесёт и пиши пропало. В какой-то момент гроза поутихла, но по долине реки глухо и часто продолжало громыхать. Прислушавшись, мы поняли, что это ставшая в одночасье стремительная и мощная река тащит по дну огромные камни. Вот это да!

Воду из сапог я уже не выливал, не было смысла, так как всё время брели по затопленным тропам и дождь хоть и поутих, но не переставал идти. Внизу на каскадах водопадов творилось невероятное – водяная пыль стояла на уровне леса, как туман, вода яростно грохотала о скалы, казалось, что скоро и береговые камни не выдержат и начнут поддаваться разбушевавшейся стихии. Наконец, уставшие и вымокшие мы спустились до лагеря. О, боги, теперь и отдохнём, и поедим. Время 22:30. Но не тут-то было, это ещё не финал нашим сегодняшним приключениям. Большая наша 4-х местная палатка стояла в воде - боком нам вышла удобная во всех отношениях площадочка, хорошо машину хоть не смыло. В палатке плавали пенки, спальники, рюкзаки, были испорчены часть провианта и некоторые другие вещи. Трэш да и только! Мы выловили и собрали вещи, вытянули из воды палатку, перебрались подальше от реки на новое место, развели костёр, развесили и разложили на просушку вещи, хоть и продолжал ещё идти небольшой дождичек. Ставить на ночь сырую палатку не было уже ни сил, ни желания, ни сухих вещей. Переночевали вчетвером в нашей маленькой Ниве. С утра позавтракали, собрали вещи, сушить их всё равно только дома получится, отправились в обратный путь, благополучно добравшись до дому. По дороге ещё чинили машину, заменили заднюю реактивную тягу, но это уже мелочи.

Большая наша 4-х местная палатка стояла в воде. Автор: Евгений Жаравин

Жигалан из спокойной горной речушки превратился в бурлящий поток ДО. Автор: Евгений Жаравин

Жигалан из спокойной горной речушки превратился в бурлящий поток ПОСЛЕ. Автор: Евгений Жаравин

P.S. Почему я решил рассказать именно про этот случай? Да потому что, какими-бы невысокими и простыми, по сравнению с другими массивами, не были бы наши Уральские горы, всё-таки это – горы. А горы требуют к себе уважения, не терпят легкомыслия, не прощают ошибок и т.д. и т.п.

Ходите в горы безопасно, друзья!