Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Лыжный поход на плато Маньпупунёр

13.04.2018 01:01:40

(заброска от г. Ивдель до базы геологов у трёхречья)

Все года, и века, и эпохи подряд

Всё стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг?

Плато Маньпупунёр с останцами выветривания относится к одному из семи чудес России, находится плато на Северном Урале на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Это мой второй поход на плато. Первый состоялся в августе 2016 года. Почему и зачем пошёл второй раз? Не знаю, просто не объяснить. После первого посещения плато мне болваны конечно же не снились, но очень сильно тянуло обратно, магнетическое место это какое-то, место силы. А сходить к братьям-великанам в другое время года  -  вдвойне заманчиво. Итак:

День 1. Среда. 14.03.2018 г.

Сбор всей группы на ЖД вокзале г. Ивдель в 4-00 утра, группа в 14 человек сборная, в основном все с Урала. Решаем последние оргвопросы, грузимся в автомобиль ГАЗ-66, в народе прозванный «Шишига». Задача на сегодня -  добраться до геологической базы у слияния трёх рек: Большая Сосьва, Луцоулья и Котлия, дистанция 250 км по тайге, это часов 10-12 при хорошем стечении обстоятельств. В кунге шишиги печка на дровах, так что не замёрзнем, немного тесновато, но нам, туристам, не привыкать, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В дороге ничего интересного не было, единственный раз дорогу преградила огромная техника, но ненадолго и мы продолжили путь. К вечеру прибыли на базу, разгрузились, разобрали и подогнали каждому лыжи, устроились на ночёвку в домиках с печками, ужин, отбой.

Техника преградила дорогу. Автор: Евгений Жаравин

День 2. Четверг. 15.03.2018 г.

Подъём, завтрак, сборы. Задача на день -  пройти 15 км вверх по течению по реке Луцоулья. Сегодня я и Айса дежурные по кухне. Погодка тёплая, хмурая, идёт снежок, лыжи скользят хорошо, с небольшими привалами незаметно, как на лёгкой прогулке, проходим по слегка заметённой буранке (след от снегохода) всю дистанцию. Встаём на ночёвку у устья реки Янысос. Ставим лагерь (№1), устанавливаем палатки с печкой, заготавливаем дрова, ужин на костре, назначаем дежурных по печке на ночь, отбой. Ночью небо прояснило, надеюсь, что следующий день будет солнечным, но это неточно.

Идем по руслу реки Луцоулья. Автор: Евгений Жаравин

Костер. Автор: Евгений Жаравин

Лагерь. Автор: Евгений Жаравин

Ночевка в палатке. Звёзды. Автор: Евгений Жаравин

День 3. Пятница. 16.03.2018 г.

К утру от чистого неба не осталось и следа. Хмуро. Намело столько снега, что мама не горюй, пришлось откапывать палатку, рюкзаки, посуду у костра. Завтрак, быстрые сборы и в путь. Предстоит нам сегодня подняться по руслу горной речки Янысос к подножию горы Печерья-Таляхчахль, дистанция такая же,  примерно 15 км. Буранку подзамело прилично, плюс небольшой набор высоты, идти было чуть труднее вчерашнего, тропили по очереди. Погодка пасмурная, идёт снежок, фотографировать скучно. Я готов терпеть такую нефотогеничную погоду на подходе к главной цели, пускай, лишь бы на плато она не подвела. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. На ночёвку встаём в зоне леса. Ставим лагерь №2, дрова, костёр, ужин, в палатке перед сном потравили походные байки, отбой.

Идем по реке Янысос. Автор: Евгений Жаравин

Привал. Автор: Евгений Жаравин

День 4. Суббота. 17.03.2018 г.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

Сегодня предстоит крутой подъём до горных модулей на Вологодской грани, границы заповедника и далее дойти до самого плато, до избы инспекторов заповедника. 5 км плюс 10 км равняется тем же 15 км, что и в предыдущие дни. Прикопали часть ненужного на горе снаряжения в снегу. В путь. По выходу из леса на гору ветра почти не было, пасмурное свинцовое небо, видимость средняя. С набором высоты ветер усиливается, поднимается позёмка. Проходим знак Европа-Азия. Вот так просто одним шагом ступаем с одного континента на другой. Тем временем ветер стал ещё сильнее, завьюжило, видимость снизилась, в гору идём медленно. Незаметно подъём заканчивается, и мы выходим к горным модулям – фанерным сборным домикам. Там нас встречают инспекторы заповедника, они провожали от плато до Вологодской грани предыдущую группу туристов. Набиваемся все в один модуль, отогреваемся, в модулях есть печки, небольшой отдых, перекус. Следующие две ночи нам предстоит ночевать в тепле под крышей, поэтому часть нашего снаряжения оставляем в модулях. Инспекторы забирают в сани почти все наши рюкзаки и на снегоходе везут их на плато, а мы следуем за ними налегке на лыжах. Предстоит спуститься с горы в долину Печоры и затем подняться на плато. Очень понравился на спуске участок в лесополосе, скатился в одно удовольствие, а вот спуск с горы до лесополосы запомнился плотным снегом, похожим на застывшую водную рябь и волны, большой скоростью и неуправляемыми лыжами. Рюкзак несколько раз перевешивал меня, приходилось подниматься и отряхиваться. =) Некоторые участники, чтобы не наломать дров (лыж) спускались с горы пешком. Добравшись до избы инспекторов, разместились в ней на постой, попили чайку и организованно всей группой прогулялись до болванов. Погодка по-прежнему не радовала, сильно мело и было холодно. Побродив среди каменных идолов пару часиков вернулись в наше убежище. Вечером, когда стемнело, небо немного прояснилось и, хотя ветер ещё буйствовал, трое неугомонных смельчаков - Айса, Антон и я вновь отправились на плато поснимать звёзды, но ничего хорошего из-за ветра и метели так и не вышло. Завтра в запасе у нас остаётся целый день и последняя ночь, если погода не улучшится, то для меня как для фотографа-любителя это будет несколько печально. О, мансийские боги, сжальтесь надо мной.

Дошли до модулей. Автор: Евгений Жаравин

Отличная видимость на плато. Автор: Евгений Жаравин

Стела Европа-Азия. Автор: Евгений Жаравин

Среди великанов. Автор: Евгений Жаравин

День 5, самый насыщенный. Воскресение. 18.03.2018 г. День выборов президента РФ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Рано утром вставал и выходил на улицу в надежде на чистое небо, поснимать красивый рассвет, но нет – сильно пуржит, за ночь замело дверь на улицу, пришлось поработать лопатой. На юге на горизонте тонкая полоска чистого неба и всё. Ловить нечего, лёг спать дальше. Через пару часов неспеша проснулась вся команда, позавтракали, собрались на плато погулять. К нашему удивлению ветер немного разогнал тучи, проглянуло солнце, на душе стало веселее, мы, собравшись все на улице, бодро зашагали на плато. До болванов от домика 1 км, но это неточно.

на плато Маньпупунёр. Автор: Евгений Жаравин

Останец Шаман. Автор: Евгений Жаравин

Среди Балванов. Автор: Евгений Жаравин

В волю нагулявшись и нафотографировавшись, команда ушла в избу отдыхать, ибо ветер по-прежнему был сильный, а я остался на плато. Целый день бродил я среди каменных идолов, снимая их по одному и группами со всевозможных ракурсов. Ещё во время первой поездки я узнал названия двух столбов - Шаман и Невеста, некоторым другим сам придумал названия – Пёс, Турист, Угрюмый, Пирамида. Погода была - огонь, ясная, хоть и ветреная, жаль было упускать и минуты такого времени. Попалась на прицел моей камеры стайка белых куропаток, они как зайцы на зиму меняют свой серый окрас оперения на полностью белый цвет. Пришёл Антон, мы попили чаю и продолжили бродить по плато и окрестностям. К вечеру он подустал и проголодался, поэтому он вернулся в избу. Незаметно солнце быстро начало клониться ко сну, плато окрасилось тёплыми жёлто-оранжевыми красками. Бесподобно! Я с удвоенной скоростью начал перемещаться по плато среди каменных истуканов. Закат был восхитительным и, к сожалению, скоротечным. Вернулся мой друг Антон, принёс кое-что пожевать, мы уселись под Шаманом, поели. Больше снимать ничего я не стал, решил поберечь силы для ночной съёмки звёзд. Вернулись мы в избу уже по темноте. В домике было тепло, шумно и весело, меня ждал оставленный ужин.

Белые куропатки. Автор: Евгений Жаравин

Вечер на Плато. Автор: Евгений Жаравин

Закат на плато Маньпупунёр. Автор: Евгений Жаравин

Прошло немного времени, Паша выходил на улицу, вернулся и сообщил, что на небе северное сияние. Услышав такую новость вся команда как по боевой тревоге, одевшись наспех, в миг собралась и высыпала на улицу. Глазами ещё трудно было что-то уловить, Айса сделала пробный кадр на свой фотоаппарат – прямо в той стороне, где находятся пупы, однозначно, сияние есть! Мы рванули к болванам на плато быстрым шагом, почти бегом. Добравшись до Шамана, Паша и Айса начали снимать. Получалось неплохо, от увиденного результата народ пришёл в восторг, что тут началось - визги, крики. Установив свой фотоаппарат, я обнаружил, что забыл карту памяти в избе. Именем Северной Авроры, да как так-то!!!

Пока я бегал за картой, товарищи мои подзамёрзли и почти все вернулись в дом в тепло. Сияние набирало силу, уже невооружённым глазом стало видно, как оно переливается разными красками. В один момент я обратил внимание, что ветер стих совсем, стоял полный штиль, было слышно разговор Паши с Яной, находившихся от нас с Антоном на приличном расстоянии. Мороз крепчал. Камера стала покрываться тонким слоем инея, постоянно приходилось протирать переднюю линзу объектива. Раньше мне доводилось видеть северное сияние, но ничего подобного я ещё не видел, глаз было не оторвать. Магическое световое представление от самой Снежной королевы. Изрядно замёрзнув, мы с Антоном решили всё-таки закончить съёмку и покинуть плато. На обратном пути мы постоянно оборачивались, казалось шоу разгоралось ещё сильнее. Вернулись в избу мы самые последние, все уже спали, на часах было 3-00 часа ночи.

Северное сияние на плато Маньпупунёр. Автор: Евгений Жаравин

День 6. Понедельник. 19.03.2018 г.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые, Л

еса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

С утра неспешно просыпаемся, завтракаем, делимся вчерашними впечатлениями, начинаем собираться. На улице ясная погода, но сильный ветер и мороз. Очень неохота покидать культовое плато и расставаться с братьями-великанами. Задача на сегодня непростая - пройти Вологодскую грань и по возможности по погоде дойти до лагеря №1. Инспекторы Володя и Алексей, как и в первый раз, помогают нам с рюкзаками, грузим часть багажа на их сани, они едут к горным модулям, мы за ними стартуем рысью на лыжах. 10 км до модулей прошли легко, ветер помогал, дул в спину, лыжи уже как родные. На Вологодской грани инспекторов уже поджидала группа туристов из Тюмени. Попрощавшись с инспекторами, мы решили немного отдохнуть в модулях, собрать оставленные вещи и продолжить путь, но буквально за какие-то полчаса погода поменялась кардинально. Небо полностью затянуло тучами, началась настоящая пурга такой силы и плотности, что без защитной маски или очков просто невозможно было открыть глаз, видимость метров 10-20, идти куда-либо в таких условиях уже что-то расхотелось. Остаёмся ночевать в модулях, модули отапливаются, это самое главное, поэтому условия внутри шикарные, к утру авось природа и поутихнет. Потревоженные нами духи горы Маньпупунёр, не могли нам простить, что мы попали в их святая святых, да ещё и подсмотрели световое представление, поэтому они решили нас так просто не отпускать. Мы сидели в модулях и выходили на улицу только в крайней необходимости. Оставление модуля мы сравнивали с выходом человека в открытый космос - нужно было полностью застегнуться, надеть маску, перчатки, поднять капюшон, двери открывали и закрывали за доли секунды, иначе снег сразу набивался в пороги и косяки, был риск не закрыть дверь вовсе. Незаметно скоротали вечер, ужин, отбой.

из-за пурги не видно ни зги. Автор: Евгений Жаравин

На Вологодской грани пурга. Автор: Евгений Жаравин

На вологодской грани солнце. Автор: Евгений Жаравин

Утро шестого дня. Автор: Евгений Жаравин

День 7. Вторник. 20.03.2018 г.

За прошедшую ночь пурга как будто и не устала совсем. На улице метёт и вьюжит, хотя стало заметно теплее. Хочешь не хочешь, а идти дальше придётся. Подъём, завтрак в большом модуле, тщательные сборы, плотно упаковываем себя и укрываем рюкзаки, проверяем крепления и встаём на лыжи. Ни черта не видно далее 20-30 метров, но делать нечего. Старт. Идём друг за другом плотной группой, нужно поскорее спуститься в зону леса, там ветра должно быть поменьше, будет полегче. Снегу на склон намело прилично, пришла пора вновь проверить у каждого навыки скоростного горнолыжного спуска, и без лыж уже не пройдёшь, снегу то выше колена намело. Немного побарахтались в снегу, было снова весело. По мере сброса высоты ветер потихоньку стихал, через три часа от времени старта мы уже шли по редкому лесу в полной тишине и только огромные хлопья снега, падая на нас, тихо шуршали по одежде. А за нашими спинами там наверху далеко выла и стонала пурга. Спустились до лагеря №2, забрали прикопанные вещи, продовольствие и двинули дальше, тропя лыжню. Было очень тепло, пасмурно, лыжи отказывались скользить, поэтому до лагеря №1 дойти не смогли, осталось примерно 7 км, встаём лагерем на целинной полянке. По дороге днём нам попались навстречу группа снегоходчиков из Перми и команда туристов из Красноярска. Вечер прошёл по накатанной, заготовка дров, костёр, ужин, отбой, дежурство ночью у печки.

Спуск с горы. Автор: Евгений Жаравин

День 8. Среда. 21.03.2018 г.

А вот и новый день, последняя ночёвка в палатке, подъём, завтрак, сборы, старт. Дистанция на день примерно 22 км. Сегодня днём уже точно будем на базе геологов. В лагере №1 забрали опять же прикопанные вещи и тихой сапой дошли до базы. На базе всё знакомо, она почти уже родная, заселились в свои же балки с печками, договорились насчёт бани, натаскали воды, накололи дров, дежурные сварили отменный наваристый борщ, вечером после бани душа запела и всех ждал шикарный походный торт, спасибо снова Яне и Паше. Отбой.

День 9, последний. Четверг. 22.03.2018 г.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Неспешное пробуждение, поели, попили, погодка отличная – солнышко, тепло, птички чирикают. В ожидании трансфера пошли прогуляться по реке Большая Сосьва до новёхонькой китайской драги. Летом она будет мыть здесь золото, а сейчас она спит и видит во сне крупные уральские самородки. За нами приехала шишига, обедаем, собираем капитально все свои пожитки, грузимся, уплотняемся. Выезжаем в 18-00, впереди 10-12 часов дороги. Благополучно прибыли в Ивдель примерно в 4-00 утра 23.03.2018 г. На этом наше путешествие заканчивается. До свидания, друзья, до скорой встречи.

База Геологов. А вот и трансфер. Автор: Евгений Жаравин

Драга. Автор: Евгений Жаравин

Что я хочу сказать о походе и данном маршруте. Путешествие полностью оправдало мои ожидания и даже больше. Мы сфотографировали северное сияние на самих Пупах, считается, что до сего момента никому так не везло, не знаю, но в сети действительно не было подобных фотографий, наверно мы первые, а также мы сделали кучу других красивых фотографий на плато. Я не мёрз и нисколько не уставал. Я впервые был в зимнем походе с печкой, до этого я ходил в походы с холодными ночёвками – вот теперь то я точно уже настоящий турист =).

О сложности похода. От базы геологов до плато и обратно мы прошли на лыжах примерно 90 км. Если идти на Пупы летом популярным маршрутом через перевал Дятлова, то пройти пешком в обе стороны придётся порядка 200 км и уйдёт на это минимум 2 недели. Это изнурительно. К тому же все знают, что на лыжах идти намного легче и быстрее, чем пешком. Зимой нет дождей, комаров и гнуса, не надо шлёпать по болотцам, идти по сырой траве и мху и ступать по острым камням. Так что этот зимний поход на 90 км на 6 ходовых дней получился как лёгкая прогулка, туристам с опытом хватило бы и 4-х дней. Скажете – зимой холодно? Отвечу – имея правильный комплект одежды и, хотя бы небольшое представление о его надлежащем применении, не страшен никакой холод. Новичкам тоже по силам данное зимнее путешествие, им будет гораздо труднее, но им понравится. =)

Хочу передать привет и сказать спасибо всем участникам похода, это уникальные сильные и волевые люди. Особая каста. =)

Участники похода слева направо: Григорий Лебедев, Денис Санин, Денис Коновалов, Михаил Нагимулин, Айса Тупицына, Ксения Остапчук, Владимир Богомолов, Татьяна Лео, Евгений Исаев, Яна Вахрушева, Павел Плуталов, Светлана Донцова, инспектор Владимир Лахов, Антон Немчинов, инспектор Алексей Евгеньевич.