Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Путешествие в село Кын. Кыновский завод от расцвета до закрытия

04.09.2015 11:04:59

В селе Кын находится находится уникальный, единственный сохранившийся на Урале цельный заводской комплекс, ансамбль строений Среднего завода! Это настоящая жемчужина для всех ценителей истории "горных заводов" (как их называл Василий Никитич Татищев, автор первого капитального труда по истории России, основатель Екатеринбурга и Перми).
В музейный ансамбль Среднего завода, памятника архитектуры XVIII-XIX веков входят: остатки Средней плотины;рядом с ней на правом берегу Кына – каменные здания Корпуса паровых машин и Провиантского магазина, Кузницы и Слесарной, остатки здания каменной Пожарной, деревянные строения Чертёжной и Караульной избы. Архитектор зданий неизвестен.

Средний завод в составе Кыновского завода был главным ядром – железоделательным производством, перерабатывающим чугун с Верхнего, Григорьевского завода. В середине XIX века на заводе ежегодно изготовлялось около 70 тысяч пудов сортового железа. Какого только железа не производилось в Кыну! И полосовое (в т.ч. узкополосное), шинное разных прокатов, резное (от 3-х до 17-ти прутов), заслоночное и котельное, круглое, четырёхгранное, квадратное для проволоки, листовое для кровли, цыренные полицы для соляных промыслов и прочее. На продукции ставили фирменное клеймо завода "КЫН.З."
Для производства листового и сортового металла на Среднем заводе действовали кричная и прокатная фабрики, кузница. (В 1841-1853 гг. работала даже проволочная фабрика, но была закрыта, оказалась невыгодной).  Проследим историю Кыновского завода с 1857 по 1911 годы, от расцвета до закрытия.

Расцвет завода

Из надзорных отчётов Строгановы узнают, что "…кричные станы сильно хлябают, моловища ломаются слишком часто, стулья шатаются, горновые доски отливаются небрежно". Сергей Григорьевич Строганов решается на модернизацию Кыновского завода. Весной 1858 года он назначает Управляющим Кыновским заводом Н.А. Агеева, окончившего в 1841 году Петербургскую Горнозаводскую школу, с наказом "выправить производство". А тут ещё беда подоспела…
В 1862 году в июле шли сильные проливные дожди, 26 июля вода прорвала все четыре плотины, разрушила до основания паровой цех, кричную и прокатную фабрики. Служащий Ф. Бушуев пишет об этом событии в донесении: "Теперь Кыновский завод представляет только груду камней…" Чудом уцелело только белокаменное здание Провиантского магазина!
Провиантский магазин (Амбар) – один из старейших образцов промышленной архитектуры на Урале и самое красивое здание ансамбля Кыновского завода. Внутри здания сохранилась часть оригинальной планировки XIX века. Провиантский магазин (Амбар) разделен на две части, каждая с отдельным входом. В разное время в амбаре хранились различные запасы: от произведенного на заводе железа до зерна. Он располагается за плотиной, на правом берегу реки Кын. Амбар находится на одной оси с бывшей "кричной фабрикой". Само здание  выложено из местной тесаной каменной плитки.

Итак, нужно было заново восстанавливать завод и все плотины. Новые каменные корпуса фабрики решили отстроить на старых фундаментах. По проекту 1826 года здания Кузницы и Слесарных мастерских располагались по одной оси на правом берегу реки Кын вдоль дороги. Эти два каменных корпуса соединили в один, разделив каменной капитальной стеной. Сейчас на здании Кузницы сохранился красивый фасад, однако внутренние деревянные перекрытия в аварийном состоянии – вот-вот рухнут. Внутрь здания заходить небезопасно. А вот от здания Слесарной сейчас остались руины – фрагменты внешних стен (кровля сгорела) и капитальная стена перегородки с кузницей. Оконные проёмы и проходы заложены камнем.

В 1869-1871 годах С.Г. Строганов устанавливает три новые паровые машины в механическом корпусе. Обновляются механизмы кричной и прокатных фабрик. Строгановы всегда стремились к обновлению производства новейшими достижениями техники. Граф Строганов специально ездил в Европу и "мониторил" новейшие достижения. В Парижской Академии наук в середине XIX века были представлены изобретения Фурнейрона – реактивный гидравлический двигатель радиального типа, Жирара – реактивная паровая турбина. И вот – гидротурбина Фурнейронаи мощная паровая турбина Жирара (95 сил!) были установлены в Кыновском заводе! Ежегодное производство чугуна увеличилось до 200 тысяч пудов, железа – до 120 тысяч пудов.
Корпус паровых машин расположен на правом берегу реки Кын. При восстановлении в 1862 году корпус построили в линию с Провиантским магазином, его высота была уменьшена до одного яруса и видоизменено декоративное убранство фасадов. В советское время здание отдали под гараж совхоза "Мир" и оно сильно пострадало. Теперь корпус восстановлен, в нём располагается музей Горнозаводского флота.

В 1869 году было построено деревянное здание заводской Чертежной. Там же располагался заводской Театр. В советское время здание отдали под сельский клуб. Сейчас в здании находится "Кыновской Народный Дом", в том числе – Кыновский музей.

В 1881 году последним в заводе возводится здание каменной Пожарной (в Пермском государственном архиве сохранился чертеж на каменную пожарную, датированный 1881 годом). Пожарная находилась вдоль дороги на территории Кыновского завода. Большое помещение предназначалось для "пяти машин и пяти бочек". Малое помещение с одним окном, выходившим на "заводскую площадь у хлебного магазина", предназначалось для "хлебного вахтера", другая небольшая комната с одним окном, выходящим на проезжую улицу, предназначена была для "караульнаго". К сожалению, от Пожарной остались только фрагменты стен с воротами – весной 2001 года из-за сильных ливней рухнула крыша.

В 1901-1902 годах на Среднем заводе вводится новая технология переделки чугуна – пудлингование (от англ. puddle – перемешивать). Чугун расплавляют на каменном поду (низ пламенной отражательной печи) в тестообразное состояние. Расплав чугуна перемешивают металлическими штангами и накатывают на них комочки железа. Таким способом вытягивают "крицу" весом 40-60 кг  – сгусток мягкого высококачественного железа. Крицу проковывают и отправляют в прокат. Похожим образом поступают стеклодувы – из расплава кварцевого песка штангой  вытягивают стекло. От слова "крица" и пошло название железоделательной фабрики – "кричная". Пудлингование позволило вдвое уменьшить расход древесного угля, годовые объемы производства выросли уже до 400 тысяч пудов чугуна и до 250 тысяч пудов железа.
Сегодня от кричной фабрики остался уцелевшим только низ – "под" кричной или отражательной пудлинговой печи. Когда впервые видишь на берегу идеальный плоский каменный фундамент, поросший мхом, то кажется, будто тут была набережная…

Завод-кооператив

Граф Сергей Григорьевич Строганов оригинально решил непростую задачу с финансированием перестройки завода и одновременно со сбытом его продукции. В 1861 году в России было отменено крепостное право. Граф Строганов в 1864 году предлагает бывшим крепостным и служащим завода …стать вместе с ним участниками кооператива! Теперь коллектив завода вместе с графом делил прибыли и убытки от продаж, успехи и неудачи.
В то время, когда другие заводы мало-помалу закрывались, Кыновский завод стал производить "товары народного потребления" и продавать их в лавках Кыновского Потребительского общества(о нём будет отдельный рассказ). Для этого на Кыновском заводе с 1867 года освоили художественное чугунное литье. Получались ажурные вазы, формы для выпечки и пепельницы, красивые чугунные плиты (отлиты для украшения пола кыновского храма Святой Троицы), фигурные решётки. Завод-кооператив безбедно просуществовал ещё полвека, однако его всё же пришлось закрыть.

Закрытие Кыновского завода

К 1910 году завод становится убыточным, несмотря на высокое качество железа. Запасы руды стали истощаться. Но главная причина упадка всех уральских горных заводов в том, что они со своим годовым природным циклом, кричным производством железа, с использованием сил плотин и древесного угля не смогли больше конкурировать с новыми металлургическими заводами Юга России. Донецкое железо было значительно дешевле по себестоимости. Богатый доступным каменным углём Донбасс обеспечивал более современную технологию, сочетающую доменный процесс с мартеновской варкой стали! В городах Донбасса было достаточно населения для добычи каменного угля и больших объёмов производства железа. В Кыну, например, проживало на тот момент меньше трёх тысяч человек.
На сельском сходе 13 июня 1910 года жители Кына просили С.А. Строганова не останавливать доменные печи, пока есть в куренях дрова, ходатайствовали перед земством об открытии в Кыну городского реального училища. Граф пошёл навстречу кыновлянам, завод проработал до 1 мая 1911 года. Потом квалифицированные рабочие, служащие да молодёжь разъехались по другим заводам. Оставшиеся жители вступали в мелкие производственные артели, пытались вести сельское хозяйство на каменистых неплодородных почвах Кына.
До начала первой мировой войны и глубочайших потрясений России оставалось три года…

Ансамбль Среднего завода – памятник архитектуры XVIII-XIX веков

Ансамбль Среднего завода вКыну – памятник заводской архитектурыУрала XVIII-XIX веков. Посещение музейного ансамбля Среднего завода лучше всего начать с Караульной избы, ведь там и были ворота и вход на завод! В XVIII-XIX веках завод огораживался и охранялся караульными. Караульные располагались в таких избах. Они проверяли людей и их поклажи в заводе, предупреждали о пожаре или аварии, следили за порядком. Бревёнчатое здание Караульной избы стоит на каменном фундаменте, расположено на краю заводской территории, напротив него когда-то стояло здание заводской конторы. Кроме того, за Свято-Троицким храмом, на высоком каменном выступе  Мёрзлой горы, стоит вторая караульная изба. Она выполняла также роль пожарной каланчи.
От караульной избы можно смотреть здания Кузницы и Слесарных мастерских, Корпуса паровых машин и Провиантского магазина, руины Пожарной. Перед каждым объёктом установлен информационный стенд Кыновского музея. В Музее, в здании Чёртёжной, вы сможете познакомиться с историей Кыновского завода поближе.
Не забудьте навестить Среднюю плотину, о ней рассказывалось в предыдущей статье. Дата постройки плотины – 1760-1761 годы, перестроена в 1881 году. В 30-е годы ХХ века плотина была прокопана. Сегодня в берегах речки Кын можно видеть её остатки – прямую земляную насыпь, тело которой в центральной части у прорезов было укреплено бревенчатыми срубами, заполнено землей. Сухой откос у левого берега плотины был укреплен подпорной каменной стенкой, фрагменты которой хорошо видны и сегодня. У правого берега вплотную к плотине у прореза примыкало здание бывшей кричной фабрики (разрушено в конце 70-х годов ХХ века). Местные жители говорят, что в хорошую погоду на дне речки Кын возле плотины можно видеть остатки водяных ларей – деревянных желобов, по которым вода подавалась в цеха завода.
Интересно, что в конце двадцатых годов ХХ века существовал проект создания гидроэлектростанции на Средней плотине!
"Вживую" Средний завод можно увидеть на фотографии С.М. Прокудина-Горского, когда в 1912 году шёл уже демонтаж оборудования. Видно, что река Кын после плотины на территории Среднего завода закрыта в канале.

Текст: Михаил Латышев
Фото: Михаил Латышев

В статье использованы материалы Кыновского музея, исследование Иглиновой А., Гринкевича С.А. "Кыновской завод Строгановых — эволюция производства" (Народная энциклопедия Лысьвы enc.lysva.ru)