Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Корабли на Мартьяновой Дуге

26.02.2018 23:41:43

Путешествие начинается в голове. Когда больше всего хочется увидеть Чусовую в лучах ласкового утреннего солнца, белый снег, россыпь облаков в лазурном небе, строгих красавиц елей на уступах скал, когда хочется послушать звенящую тишину леса, подышать вкусным морозно-пихтовым воздухом, посмотреть на кружевные узоры птичьих следов на снегу, тогда я говорю Мише: "Едем на Чусовую?"

"Конечно", - отвечает он, и мы отправляемся в поход.

Зимний день короток, а хочется столько всего увидеть! Встаём рано, чтобы успеть на электричку Екатеринбург - Шаля, отправлением в 6-10 утра. Три часа на электричке, потом сорок минут на шалинском такси – и вот мы на берегу Чусовой, в деревне Мартьяновой.

У зимнего похода есть свои плюсы. Можно перейти реку по льду, не ощущая резонанс мартьяновского мостика, выгнутого как трасса для фристайла. Можно подойти прямо под стены бойцов и хорошенько разглядеть их.

Сегодня мы отправимся к камням Лодышному и Переволошному – настоящим кораблям Чусовой. Накатанный снегоходами пологий спуск - выход на лёд. С берега на плёс символично смотрит корабельный нос. Не только зипунами славится Мартьянова.

Выход на лёд у деревни Мартьяновой.. Автор: Татьяна Латышева

Путь по реке.. Автор: Татьяна Латышева

Деревня кажется безлюдной, но нас встречают. К нам бежит знакомая лайка, она сопровождала нас в ноябре. Дуся, так мы её назвали, радостно тычется мордой в колени, виляет хвостом. Требовательно гавкнув, она убегает по санному следу. "Вперёд, чего медлим?" – говорит её взгляд.

С утра и морозно, и влажно. Деревья и кусты покрыла изморозь. Застывшая промоина удивила нас чудом - цветами из кристаллов на льду. В лучах нежаркого утреннего солнца сверкали маленькие ледяные "ёлочки", колеи снегохода покрылись пушистым узором. Следы зайцев превратились в затейливую вышивку.

Изморозь на льду.. Автор: Татьяна Латышева

Камень Палатка.. Автор: Дмитрий Латышев

Мы проходим мимо камушка Востренького. От него через остров к окраине деревни ведут заячьи тропы. Зайцы зимой не брезгуют сеном. Поодаль заметны следы лисички. Ей уж как повезёт – либо зайцы, либо куры. Волнистыми дугами на снегу остались отпечатки крыльев и хвоста – здесь сорока ловила мышь.

Пока мы смотрели картинки на санном пути, то не заметили, как прошли первый километр. Перед нами показался небольшой камень Палатка. Он больше похож на яхту, летевшую по волнам и штормом выброшенную на берег.

Вожатая Дуся, бегущая впереди, уверенно сворачивает к камню. Река начинает в этом месте большую петлю. Через шесть километров Чусовая возвращается почти в ту же точку, к камню Переволошному. Петля называется Мартьяновской дугой, а узкий перешеек между руслами дуги называется Пережим. Справа от камня Палатки видна тропа на вершину мартьяновского Пережима.

Мы ходим в походы не за спортивной нагрузкой, а чтобы увидеть что-то новое и необыкновенное. У нас появилась возможность не просто сократить путь по тропе.

Лайка скрывается под большими елями, может быть, там вход в портал лесного мира? Подобно Алисе, следующей за кроликом, мы вслед за Дусей попадаем в Заречье. Я карабкаюсь на высокий берег, из-под еловых лап на меня смотрит голубое небо. Над нами склоняются могучие ели и берёзы. Поднявшись на поляну, тропа уходит на крутой спуск. Реки ещё не видно, но чувствуется дыхание Чусовой, сквозь ветви деревьев вдали виднеются скалы.

Боец Переволошный. Автор: Дмитрий Латышев

Всё ближе и ближе боец Переволошный. Во времена сплавов груз с барок волокли на лошадях через Пережим, а барки налегке преодолевали мелководную дугу. Отсюда и название камня.

С берега виден только его торец, вид на весь камень открывается с реки. Когда я вышла на лёд, то поразилась размерам бойца. Передо мною плыл "Титаник" - несколько палуб, высокие трубы. Солнце едва задевало вершину камня, и мы решили вернуться к нему вечером, когда стены бойца будут золотиться в лучах заката.

Наш отряд пошёл вверх по реке, к "утреннему" камню Лодышному. Утренние камни – это те, которые хорошо освещены утром, а вечерние - вечером. На самом деле, это интересная задачка - смотреть на карту Реки Теснин и соображать, какой боец будет вечерним, а какой - утренним. Попробуйте.

Мы идём по льду в тишине. Плёс до Лодышного заставлен занесёнными снегом палатками, из которых доносится "дрёмная песнь на кукане реки". На переборе возникает небольшой переполох. Словно джинны из бутылки, рыбаки один за другим выскакивают из палаток по мере нашего приближения к драгоценным лункам.

- Кто такие? Конкуренты? – пробегают мысли на обветренных лицах аборигенов.

Нет, мы чусонавты. В бахилах и зимнем костюме дальнобойщика ощущаешь себя космонавтом, когда выходишь в открытый космос Чусовой. На морозе в скафандре тепло и можно лежать на снегу.

- Доброе утро! Мы фотографируем камни! – улыбаемся рыбакам.

Рыбаки соглашаются, что доброе, обходят лунки и принимаются за ловлю.

Камень Баба-Яга.. Автор: Татьяна Латышева

На пути к Лодышному. Автор: Дмитрий Латышев

Сначала нас встречает камень Баба Яга. Огромный серый заброшенный замок в тени. Перед нами стоит корабль-призрак с потухшими огнями и поломанными мачтами. Множество поваленных деревьев на его склонах придаёт бойцу сходство с "Летучим Голландцем".

На другом берегу, наоборот, радуют глаз картины зимнего леса. Машут рыжими ветвями заиндевевшие лиственницы, кокетливо изгибаются сосны. Там – жизнь!

Солнце перевалило хребет и ярко освещает путь по реке. От мрачного камня мы идём туда, где тысячами бриллиантов искрится белый снег.

Я иду, наслаждаясь природой, и фотографирую виды Чусовой. Впереди выдвинулся из леса и замаячил белый утёс. Это боец Лодышный. И он никак не хочет приближаться. Река бесконечна, и только по скалам справа я замечаю, что всё-таки двигаюсь вперёд. Мы рассматриваем на снегу рисунки, оставленные парой волков. Через реку ведёт ещё след - похоже, от рыси. Дуся проносится мимо нас и с ходу берёт крутой берег. Да след-то простыл.

Большая Лодья. Автор: Татьяна Латышева

Камень Лодышный. Сосны на палубе встречают нас.. Автор: Михаил Латышев

Лодейные борта украшены разноцветными щитами.. Автор: Михаил Латышев

Ура, мы дошли! Камень разворачивается во всей красе. Он похож на большую каменную лодью. Её борта украшены разноцветными щитами. Сосны на палубе встречают нас.

На мысу у большой ели делаем привал. На реке холод чувствуется сильнее, чем в лесу. Мороз обжигает пальцы, мы пьём чай и отогреваем руки после съёмки. Чтобы разогреться, решаем взобраться на бойца. Одно дело – вид снизу, другое – вид сверху!

И мы полезли. Снега в этом году мало, лес – "гуляльный". С берега на вершину гряды вели заячьи, волчьи следы. Миша вёл по ним, иногда лез напрямик, перешагивая маленькие ёлочки. Хорошо в лесу! Тепло! Когда под ногами мягкий мох, ходишь, словно по ковру.

Наконец, мы стоим на вершине Лодышного. За верхушками леса нам открывается вид на горы и мартьяновские поля вдали. Река белоснежна и необычайно празднична. На переборе появляются две фигурки, парень и девушка. Многие любят гулять по зимней Чусовой.

Вездесущая Дуся успевает сбегать к туристам и вернуться обратно на скалу.

Миша приветствует путников, и показывает им сверху, где камень Переволошный. Видимо, люди впервые оказались на Мартьяновской Дуге, и не пошли через Пережим.

Вездесущая Дуся.. Автор: Дмитрий Латышев

Вид на Чусовую с Лодышного.. Автор: Дмитрий Латышев

Многие любят гулять по зимней Чусовой. Автор: Татьяна Латышева

Каменную гряду бойца украшает сосновое редколесье с богатыми зарослями черники и медвежьего ушка. Кустики и гривы блондинистой травы на склонах едва прикрыты снегом. В урочище Коршуново, между бойцами Лодышным и Переволошным, остался нетронутый уголок чусовского леса. Из него выходил глянуть на реку сохатый великан, настоящий корабль уральской тайги. Под соснами мы разглядели множество звериных следов. Среди них - старый, заметённый след олимпийского атлета из берлоги. Да-а, здесь все!

Теперь наш путь лежит на восток. По лесу, пройдя полкилометра по урочищу, мы выйдем на Чусовую. Через сотню метров сосны сменяются густой еловой стеной. Миша снова ведёт нас по следу зайца. Зайцы выбирают пути к местам кормёжки у реки. Доверяя заячьим тропам, мы пробираемся через бурелом, мимо поросших мхом пней и коряг. Ушастые проложили дорожку к руслу ручья, идти становится легче. Мы спускаемся по склону, впереди через прогал в ельнике белеет Река Теснин. Берег оказался крутой, и мы попросту съезжаем на пятой точке в заросли прибрежной травы. Здравствуй, Чусовая!

В урочище Коршуново.. Автор: Татьяна Латышева

Путь чусонавтов по льду преграждает промоина. Что делать? Из леса за нами выскакивает Дуся. И ей не хочется плавать в холодной воде. Лайка крадётся, смешно пробует снег лапой. Наконец, она находит место для прохода. Все благополучно выбираются на прочный лёд. Перед нами оконечность бойца Переволошного, ниже по Чусовой заметен небольшой камень Гамаюн. Конечно, мы могли весь день ходить туда-обратно по реке к камням. Но в лесу интересней, и немного потренироваться в ориентировании не мешает.

Боец Переволошный – Титаник Чусовой.. Автор: Татьяна Латышева

Лайка выводит нас на прочный лёд. Автор: Дмитрий Латышев

Мы не спеша идём вдоль бойца, чтобы увидеть его во всей мощи и красоте. Солнце закрыто облаками, и Переволошный кажется большим тёмно-синим китом. Он красив и великолепен.

Массив камня сложен из нескольких ярусов горных пород, будто это палубы большого парохода. Камень от лишайников кажется рубиново-красным. Его венчают стройные башенки, словно трубы. Да, это Титаник!

По прорубленной земляной лесенке мы поднялись к туристской стоянке на береговом мысу, напротив камня. Времени на обед остаётся немного, но "процесс пошёл" – костёр горит, в котелках плавится снег. В нашей команде мужики сами разводят огонь, варят суп, готовят чай. Я иду фотографировать, лайка бежит за мной. Когда обед готов, Дуся получает свою порцию супа, как полноправная участница.

Наконец, из облаков выглянуло солнышко и ярко осветило стены камня. Этого мы и ждали.

Так хотелось сфотографировать Переволошный на закате дня. Теперь это не корабль, а Солнечный город, с башнями и высокими стенами. Рядом находится каменный ушкуй с головой Медведя и небольшим гротом. Необычайно живописное место!

Жаль, что солнце быстро садится за ели на вершине Бабы Яги. Пора возвращаться в деревню Мартьянову. До свидания, корабли Чусовой!

Теперь это не корабль, а Солнечный город. Автор: Дмитрий Латышев

Боец Переволошный на закате.. Автор: Татьяна Латышева

Каменный ушкуй с головой Медведя.. Автор: Дмитрий Латышев

Мы снова поднимаемся на Пережим и спускаемся к Палатке. Чусовая ослепительна в закатном солнце. У ближайших домов деревни мы выбираемся на берег. По улице Береговой встречаются избы с красивыми наличниками. Но есть и дома в запустении. Грустно видеть, когда от усадьбы остаются только большие ели, когда-то высаженные заботливым хозяином.

Мы вызываем безотказное шалинское такси к магазину "Лада". Остаётся ждать минут сорок. Магазин закрыт, но Дима вдруг вспоминает про бананы, которые взяли с собой. Оказывается, подмороженные бананы – самое вкусное в мире мороженое!

На улице Береговой в деревне Мартьяновой.. Автор: Татьяна Латышева

Мост в деревне Мартьяновой.. Автор: Михаил Латышев

Вечер на Чусовой.. Автор: Михаил Латышев

И вот солнце село. На деревню опустился вечер, укрыв небо пуховым одеялом синих облаков. Мы попрощались с нашей замечательной Дусей и отправились в Шалю. Оставалось завершить путешествие и вернуться в Свердловск. Трястись три часа на электричке, сэкономив деньги – это очень правильно. Но…

Вообще-то, на станции Шаля делает остановку скорый поезд Москва – Чита в 19-12.

Конечно, мы выбрали поезд! С детства люблю ездить на поездах.

Не меньше кассирши, продавшей нам билеты, была удивлена и проводница - кто-то садится в Шале в поезд до Екатеринбурга. Почему бы и да? Романтика путешествия продолжалась!

Вагон нам попался новый, с удобной лесенкой на входе и мягкими полками в плацкарте. В нём было уютно и тепло. Первым делом мы заказали чай с печеньем, чем весьма расположили к себе проводницу. Настоящий железнодорожный чай из титана, в фирменных подстаканниках.

Вьюга кружилась над чернеющим лесом. Скорый нёсся на всех парах, светя окошками в темноту. Под стук колёс мы с Мишей пересматривали снимки на фотоаппарате и радовались – поход удался!

P.S. Телефон шалинского такси - 8-953-051-5131.