Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Как я провел Уральское лето 2019

02.10.2019 10:54:51

Вступление

Бывает так, что попав в круговорот рутинных дел, любой из нас неосознанно может стать главным героем фильма «День Сурка». Поначалу это неимоверно злит, а со временем, пытаясь адаптироваться под монотонный быт, покрываешься неуклюжим защитным панцирем, наподобие улитки. Мысли начинают костенеть в уютной маленькой скорлупке, а желание вырваться из нее и что-то поменять отправляется на дальнюю пыльную полку склада несделанных дел и неосуществившихся мечтаний. Кто-то незаметно для себя так и смиряется с обыденностью, оправдывая боязнь новых эмоций и ощущений отсутствием прагматичного смысла в любых переменах. А кто-то пытается вырваться из замкнутого круга, выходя за пределы тесной защитной оболочки и продолжая развиваться.

И ведь я сам чуть было не попал в эту коварную ловушку. С последней нашей поездки выходного дня на Качканар осенью прошлого года прошло чуть более семи месяцев. И хотя они были насыщены событиями той или иной степени важности, выехать из каменных джунглей города никак не получалось. Поначалу это угнетало, так как душа настойчиво требовала свободы, а глаза жаждали бескрайнего горизонта, но потом эта мысль как-то постепенно растворилась в апрельской слякоти и перестала тревожить. И я даже не забеспокоился тогда об этом.

Все для меня изменилось совершенно неожиданно благодаря встрече с однокурсниками, когда я внезапно для себя ляпнул, что неплохо было бы съездить на майские праздники в национальный парк «Зюраткуль». На мою удачу в компании нашелся еще один активный авантюрист и поддержал мое предложение размять затекшие зимней спячкой ноги.

И вот уже наступает день отъезда, план сформирован, за жилье внесен задаток, вещи сложены, а у меня в голове начинает витать дух сомнения. Зачем ехать за тридевять земель, когда можно и в городе спокойно побездельничать, а в горы то и смысла вообще ходить нет, так как там холодно, серо и нет деревьев. Внутренний брюзга разошелся не на шутку, и твердо решил оставить мою ленивую пятую точку внутри забора, опоясывающего наш секретный атомград. И все же, вялотекущая внутренняя борьба закончилась неубедительной победой удалой молодости и неуемного любопытства. Традиционно прохладным первомайским утром для меня начался летний марафон путешествий по Уралу и России, стартовой точкой которого стал национальный парк «Зюраткуль.

Глава 1. Саткинские рассказы: Национальный парк «Зюраткуль».

Как говорится в известной поговорке, театр начинается с вешалки. Так вот, любой национальный парк начинается со шлагбаума. Не избежали сей закономерности и мы.

Контрольно-пропускной пункт парка Зюраткуль бесцеремонно остановил резвый бег японской оппозитной четверки в центре поселка Магнитский, что в тринадцати с половиной верстах от города Сатка. Я и мои спутники спешились, и, разминая затекшие долгим перегоном ноги, неторопливо подошли к избушке, где нас ожидал охранник. Он, соблюдая все положенные формальности, аккуратно записал нас в потрепанную временем книгу посетителей и торжественно вручил разрешительный билет.

Скрипя проржавевшим механизмом, полосатый шлагбаум нехотя пополз наверх, открывая нам путь в сказочный мир древних Уральских гор. Но прежде, чем оказаться в гостях у каменных стражей, нам пришлось пройти испытание разбитой гравийной дорогой, связывающей поселки Магнитский и Зюраткуль. Этот участок словно проверяет волю путника и готовность его терпеть неудобства ради той манящей красоты, что царит в сердце каменного хребта. Конечно, хотелось бы верить, что это сезонные последствия весеннего таяния снега, которые впоследствии устранили подсыпкой щебнем.

Поселок приветливо встретил нас по-весеннему чистым лазурным небом и ярким пригревающим солнышком, которое уже начало подтапливать лед высокогорного озера Зюраткуль. Возле заснеженных берегов появились первые проталины. В этих местах климат суровый, и весна приходит позднее, плутая между спинами горных хребтов Зюраткуль, Малый Москаль, Нургуш, Уреньга и Уван. Летние месяцы тоже не особо радуют путников жарой и склонны быть, большей своей частью, дождливыми и ветреными. Нам же невероятно повезло застать ясную солнечную погоду, отлично подходящую для пеших прогулок.

Озеро Зюраткуль. Автор: Игорь Яковлев

Утром следующего дня, едва в окнах начала разгораться морозная заря, мы вышли на самый популярный в парке шестикилометровый пеший маршрут к хребту Зюраткуль. К сожалению, встретить восход на вершине нам не посчастливилось - не рассчитали времени, а вот застать чарующие часы мягкого утреннего света нам всё же удалось.

Тропа на хребет достаточно проста и не требует особой физической подготовки. Охочие до прогулок ноги, донесли нас до подножья хребта за час двадцать. Оставалось преодолеть небольшой подъем по курумнику, и мы оказались на заснеженной вершине Зюраткуля. Зима здесь еще даже не пыталась уступить свои права весеннему пробуждению природы.

С более чем километровой высоты нам открылись все знаменитейшие хребты и горы национального парка - хребет Нургуш (левый план), хребет Маскаль (средний план), хребет Уван (дальний правый план), хребет Большая Сука и каменное плато хребта Зюраткуль.

Виды на НП Таганай. Автор: Игорь Яковлев

Затаив дыхание, мы настолько погрузились в созерцание гор, что не заметили, как пролетели два часа. У подножья хребта замаячили темные фигурки людей. Все же очень хорошо, что мы выдвинулись так рано. Это дало нам двухчасовую фору перед началом туристического дня, прежде чем вереница туристов потянулась к хребту, нарушая величественную тишину гор нескончаемым гомоном голосов.

Вдохновившись такими волшебными видами, единогласно решили, что одного тысячника будет мало, чтобы утолить проснувшуюся жажду приключений. Вернувшись в поселок и отобедав, решили дойти вечером до Голой Сопки и встретить на ней закат.

Тропа на каменную шапку, в отличие от той, что ведет на Зюраткуль, не имеет постоянного набора высоты. Она, то ныряет вниз, обходя непроходимые лесные чащи, то вновь уводит на подъем. Получается, что она огибает покатый склон хребта Зюраткуль по ложбине. И, в конце концов, через восемь километров от своего начала выводит к северному склону, который до сих пор был покрыт снежным ковром. Сопка представляет собой вулканическое куполообразное нагромождение камней идеальной формы с достаточно крутыми склонами. Мы даже засомневались, что сможем подняться по курумнику, засыпанному глубоким слоем снега, тем более, что следы указывали на то, что кто-то до нас тут проваливался по пояс между каменных валунов. Глаза боятся, а ноги идут. Не возвращаться же назад.

Вершина сопки ярко выражена и покрыта огромными острыми каменными обломками. Складывается впечатление, что великан играл в песочнице и построил пирамидку.

Вершина Голой Сопки. Автор: Игорь Яковлев

На вершине Уральского каменного замка мы проводили уходящий насыщенный на прогулки день. Жаль, что только закат не был столь выразителен, как бы хотелось. Но это совершенно не испортило потрясающих видов засыпающего Зюраткуля.

Зюраткуль с Голой Сопки. Автор: Игорь Яковлев

Походная часть поездки была завершена. В последующие два дня нам довелось посетить наиболее знаменитые рукотворные достопримечательности Саткинского района – ГЭС «Порги», Сонькину Лагуну и Мораловую ферму. И несмотря на то, что каждая из них имеет свою интересную историю, Зюраткуль стал самым запоминающимся местом в этом коротком путешествии.

По истечении нескольких дней после поездки, я отметил для себя одну интересную деталь. Чем больше узнаешь о новых местах и путешествуешь по разным уголкам нашего мира, тем все больше расширяется моя поисковая карта будущих маршрутов. Таким образом, выполнение одной задачи рождает новую цель, и, как следствие, новый виток в жизни.

Глава №2. Компромиссы. Поездки выходного дня.

Не еще успев отойти от поездки в национальный парк «Зюраткуль», восьмого мая я уже собирал свой новый рюкзак, специально прикупленный для летнего сезона, на традиционный майский сплав. Вообще, для меня водный туризм не столь привлекателен, как пеший и автомобильный. Хожу я на сплавы, в большей степени, ради компании.

На этот раз нам невероятно повезло. На Урале установилась невероятно теплая солнечная погода и вызвала обильное таяние снега. Усьва, протекающая в Пермском крае, разлилась во всю свою пойму и несла катамараны с хорошей скоростью. Но, эти два фактора и сыграли в итоге с нами злую шутку. Во-первых, я очень хотел заснять рассвет на Усьвинских столбах. Но добраться до них из поселка Усьва я так и не смог – тропу преградил водный поток ручейка, который весной превратился в полноводную реку. Так что мне пришлось довольствоваться рассветными пейзажами уменьшенной копии Чертового пальца в самом поселке.

Ну и вторым запоминающимся событием стало незапланированное купание двух человек с соседнего катамарана при попытке пристать к берегу в месте сильного течения. Все, конечно остались целы, но адреналина хапнули большим половником. За одно приобрели бесценный опыт – вода не прощает небрежного отношения.

Жаль, что выходные настолько мимолетны, что проскакивают в голове, словно 25-ый кадр. Вроде что-то видел, и остались какие-то обрывки воспоминаний, а переключиться с рабочего ритма никак не успеваешь. Вообще, пятидневный рабочий график с восьми до пяти накладывает значительные ограничения на мою свободу перемещения и выбор направлений для путешествий с семьей. Приходиться лавировать между текущими бытовыми делами и желанием вырваться из, пусть и зеленого, но тесного каменного города. Поездки выходного дня стали сладкой пилюлей в череде бесконечных рабочих дней.

В этих коротких вылазках я старался выбирать маршруты, которые мои родные смогли бы преодолеть без труда, но в то же время немного утомиться и проголодаться. Природные парки как нельзя лучше подходят под такие цели. В них, как правило, организованы удобные маркированные пешеходные маршруты, комфортные стоянки, смотровые площадки и, что самое главное, туалеты. Прежде мы не бывали в таких местах, так почему же не использовать воскресный солнечный день именно для этого?!

Природный парк "Бажовские места" как нельзя лучше подошел под мои требования. Длина маршрута по нему не превышает двух километров в одну сторону, а в конце тропы путников ожидает живописный затопленный карьер Тальков камень, на берегу которого можно организовать пикник в одной из многочисленных беседок. Да и ехать от Новоуральска сравнительно недалеко, в отличие от тех же Оленьих ручьев.

Тропа к Талькову Камню проходит по берегу живописной извилистой реки Черной, то поднимаясь над ней по склону холма, то вновь спускаясь к ее пойме. Места здесь действительно сказочно красивые и способны вдохновить на творчество в любых его проявлениях. Запруды, построенные бобрами, изумрудная растительность, цветущая черемуха и аромат летнего леса невероятно влюбили нас в эти места.

Излучины реки Черной. Автор: Игорь Яковлев

И, конечно же, вишенкой на торте этой поездки стал затопленный карьер Тальков Камень, который мы обошли по кругу и вернулись обратно к старту прогулки.

Тальков камень. Автор: Игорь Яковлев

Природный парк «Бажовские места» достоин посещения в рамках выходного дня. Но для того, чтобы стать полноценной альтернативой «Оленьим ручьям», организаторам нужно усиленно работать, планируя новые интересные маршруты и направления.

Как бы не был привлекательны для легких прогулок парки, я все же придерживаюсь всем известного правила: лучше гор, могут быть только скалы. За миллионы лет своего существования Уральский горный хребет, разделяющий две части света, сохранил в своих природных сокровищницах уникальные памятники, рассказывающие нам об истории своего рождения и становления. Как нельзя лучше, о вехах своего развития нам могут рассказать горные массивы и скальные останцы, скрывающие в своих породах геологические подсказки о

том, что происходило задолго до того, как на земле появился человек, и как со временем изменялся наш родной край.

Формы уральских скал приобретают порой очень интересные очертания, благодаря которым к ним и прикипают незамысловатые имена. Например, расположенная неподалеку от нас скала-останец Верблюд на горе Качканар или Старик-камень близ Екатеринбурга, названия которых говорят сами за себя. Такие необычные формы образовались благодаря выветриванию и воздействию осадков, в результате которых менее стойка порода разрушается и оседает у подножья. Так что можно сказать, что в данном случае природа является гениальным скульптором, создающим произведения искусства, не имея при этом рук.

Чтобы приоткрыть занавесу тайны каменных стражей мы проехались по интересному маршруту по Пермскому краю и Свердловской области к известнейшим скальным останцам Колпаки и Кораблик.

Скалы Колпаки достойны самой высокой оценки с точки зрения творческого изыска природы. Их аккуратные склоны в зимний период покрываются толстым слоем снега, и становятся действительно похожими на колпаки. Но, что расстроило нас, так это бесчисленные надписи. До сих пор не могу объяснить постоянную тягу людей, оставлять заметки о своем присутствии. Неужели они действительно думают, что это единственный способ запомнить день своего присутствия в каком-либо знаковом месте? Для таких вещей специально ведь изобрели инстаграмм. Бесплатный совет, кстати. Пользуйтесь!

Скалы Колпаки. Автор: Игорь Яковлев

Уже на обратном пути мы заехали к еще одному интересному скальному образованию, расположенному близ Нижнего Тагила. Останец Кораблик является частью горного хребта Синие Горы. Его причудливая форма напоминает палубу корабля, утопающую среди океана зелени леса.

Скала Кораблик. Автор: Игорь Яковлев

Но наш край, как известно, богат не только природными достопримечательностями. Свердловская область, как, впрочем, практически весь Уральский Федеральный округ, является одним из самых мощных промышленных центров России. Основными отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия и, конечно же, машиностроение. Для обеспечения огромного комплекса сырьем потребовалось проводить огромное количество разработок полезных ископаемых на всей территории Урала. Именно поэтому Урал так щедр на карьеры. Некоторые из них еще действующие, а некоторые давно заброшены и превратились в уникальные ландшафтные памятники, которые притягивают любителей необычных пейзажей.

Пожалуй, самым необычным из таких карьеров в Свердловской области является Троицко-Байновское месторождение огнеупорных глин под Богдановичем, более известное как Уральский Марс. Внеземные пейзажи этого места достойно заняли место в фотоальбоме наших летних путешествий.

Кровавая река Марса. Автор: Игорь Яковлев

Как бы то ни было, все эти летние поездки выходного дня были лишь попыткой заглушить настоящую жажду приключений. Я все больше грезил о дальних поездках и настоящих походах. В самом конце прохладного июня мои мечты начали, наконец-то, воплощаться в жизнь.

Глава №3. Приключения начинаются. Горы и ничего больше.

Высочайшие вершины Свердловской области, Конжаковский Камень и Косьвинский Камень, уже побывали под моими ногами пару лет назад, а вот Южный Урал так и оставался для меня terra incognito. Решив исправить такое недоразумение, мы с семьей отправились в национальный парк Иремель, чтобы покорить одну из самых загадочных и знаменитых вершин Челябинской области (ред. Башкортостана).

Так как это был мой первый опыт одиночного похода с ночевкой в горах, я совершил несколько глупых ошибок. Во-первых, я собирал рюкзак не по списку, а на память. Во-вторых, часть вещей положил не в рюкзак, а в другие сумки, планируя их забрать перед выходом. Стоит ли говорить, что все, что было вне его, так внутрь и не попало. Я ушел в ночь без чая, вилки/ложки/открывашки, шапки и бахил. Не смертельно, но неудобства это доставило. Зато я приобрел бесценный опыт, который положительно сказался на последующих походах.

Как и всегда, мечты встретить красивый закат у подножья так и не сбылись. С северо-запада набежали угрюмые дождевые тучи, которые полностью поглотили уходящий красный диск, задолго до его касания горизонта. Поэтому я с чистой совестью лег отдыхать, чтобы проснуться пораньше, до рассвета. Но побывать в мире Морфея в ту ночь я так и не удалось, даже несмотря на общую усталость после долгой дороги. В голове постоянно бегали какие-то мысли и воспоминания, а в глубине души скрежетало ржавой дверной петлей мнительное беспокойство о следующем дне.

Восхождение на вершину начал в четыре утра. В предрассветном тягучем сумраке передо мной громоздился покрытый крупным курумником склон Иремеля. Выглядел он в тот час невероятно внушительно и непреступно.

Но глаза боятся, а ноги идут. Организм быстро выбрал нужный ритм и выгнал из головы всю неуверенность. Вершина меня встретила сильным пронизывающим ветром и грозовыми тучами, медленно тянущимися с запада и востока на Иремель. Неужели и рассвета мне не видать?

Однако, спустя час после положенного восхода оранжевый диск все же показывается из-за угрюмых туч. И с его приходом начинался удивительная игра красок на Большом Иремеле.

Восход солнца на Иремеле. Автор: Игорь Яковлев

Дождевые облака над Зигальгой приобрели замысловатые формы, подсвеченные ранними теплыми лучами июльского солнца. Мне даже посчастливилось увидеть радугу, плывущую рядом с подножьем Иремеля. Но больше всего меня поразили альпийские луга со множеством цветов. Северные горы, такие как Конжак и Косьвинский Камень, на своей вершине не могут похвастать такой буйной растительностью.

Альпийские луга Иремеля. Автор: Игорь Яковлев

К сожалению, час моего пребывания был краток, ведь в силу обстоятельств мои близкие люди не смогли разделить со мной те переживания и эмоции, что дал мне в то утро Иремель. Мне нужно было спешить обратно к ним, в село Тюлюк, где они ждали меня с нетерпением.

Для меня стало ясно, что чтобы полностью насладиться южноуральским гигантом, недостаточно одного дня. Здесь нужно пробыть, как минимум, трое суток, чтобы обойти окрестные горы и леса, полностью погрузившись в удивительную дикую природу Южного Урала. Очень надеюсь, что мое желание исполнится и я вернусь сюда еще.

А пока мои планы еще только зрели в голове, ноги понесли меня в другое, не менее знаковое место нашего Урала, в легендарный парк Таганай. Вспоминая свои прежние ошибки, я четко прописал маршрут и уже более внимательно отнесся к подготовке. Оттого поход стал настоящим отдыхом, позволившим полностью насладиться всеми красотами этого национально парка.

Интересен тот факт, что 30 лет назад туризм и вырубка лесов здесь никак не регулировались, ведь статус национального парка Таганай получил лишь в 1991 году. Как следствие, природа подвергалась нещадному уничтожению. Благодаря натиску общественности ситуация изменилось, и теперь на территории парка действуют строгие правила посещения, соблюдение которых отслеживается соответствующими органами.

За два выходных дня я успел пробежаться по наиболее легкодоступным достопримечательностям Таганая: Откликной гребень, Южная вершина Двухглавой сопки и Большая каменная река. Уникальность каждой них сделала такой маршрут разнообразным и интересным.

Например, Откликной гребень — удивительный горный хребет, который с разных точек  выглядит совершенно по-разному. У своего подножья он схож своими неприступными отвесными отрогами с легендарной горой Большой Тхач в Адыгее.

Откликной гребень. Автор: Игорь Яковлев

Со стороны Круглицы он похож на застывшую волну, а с большой каменной реки напоминает спину спящего дракона.

Откликной гребень и Большая Каменная Река. Автор: Игорь Яковлев

На Перьях Двухглавой Сопки мне посчастливилось встретить один из самых красивых закатов в своей жизни. Не смотря на то, что небо ближе к вечеру затянуло, и я чувствовал усталость, внутренний голос заставил меня выползти из палатки и пойти к вершине. И мои старания были вознаграждены невероятной палитрой красок, растекшейся по теплому небу.

Закатная палитра Таганая. Автор: Игорь Яковлев

В момент, когда солнце коснулось края земли, на скалах наступила такая невероятная тишина, что показалось, что я оказался в каком–то другом, вымышленном мире. Даже ветер перестал колыхать макушки деревьев. Похоже, природа действительно заснула, и я не стал мешать ее сну, тихо спустившись обратно в лагерь…

На утро перед выездом домой я успел окунуться в воды каменной реки. Невероятно трудно передать атмосферу этого места словами. Будучи частью чего-то большого и древнего, она таит в себе невероятное спокойствие и мудрость тысячелетий. Эта первозданная энергия, отражаясь в звенящей тишине, проникает в человека, даруя душевный покой и ясность мысли. Я, находясь в центре замершего течения, действительно ощутил это. Мысли перестали носиться в голове, как испуганные птицы, расселись по своим местам и наконец-то заснули. Наступил редкий момент, когда перестаешь думать вообще. И это настолько необычно и странно, что чувствуешь невероятное внутреннее облегчение, словно с души сняли гнетущий груз…

Любопытно, что мощную энергетику чувствуют практически все туристы, проведя на Таганае более суток. В парке происходит много необычных и труднообъяснимых для обычного человека явлений, отчего парк обрастает множеством разных легенд. К примеру, в северо-восточной части Откликного гребня проходит крупный тектонический разлом. Благодаря этому в ночное время у его подножья некоторым туристам удавалось увидеть молниеподобные всполохи в небе, а в дневное время тромбовидные завихрения облаков. Они появляются благодаря появлению повышенной напряженности электрического поля во время движения тектонических слоев. Аналогичным образом объясняется и появление маленьких электрических шаров у подножья хребта Ицил и световых столбов на Дальнем Таганае. Инертные газы, выходящие на поверхность и пород, и имеющие легкое одурманивающее действие на человека при длительном воздействии, провоцируют появление легенд о снежном человеке и «Таганайской бабке», обитающих в дальних уголках парка…

Застывшая Каменная река. Автор: Игорь Яковлев

Полчаса медитации пролетели настолько незаметно, что я не заметил, что небо надо мной начало хмуриться. Да уж, уральская летняя погода не дает расслабляться ни на минуту. Как бы ни хотелось, но нужно было выдвигаться к Центральной усадьбе, чтобы успеть до начала дождя.

Наши короткие уральские приключения, так или иначе, подвели нас к завершающему, наиболее длинному, этапу летнего марафона. Он проходил уже второй год в стенах гостеприимных Кавказских гор. Кисловодск, нарзанные источники Джил-Су, Эльбрус, Оштен, вот неполный список тех мест, которые нам удалось увидеть. Рассказ об этом приключении достоин отдельного очерка, так как полученный объем впечатлений невозможно выразить в двух словах, так же как и передать красоту и масштаб нашей природы в фотографиях. К счастью, нам людям это все еще не подвластно, иначе бы и ехать никуда не надо было бы.

Эпилог.

Уходит лето, уходит частичка жизни, наполненная новыми эмоциями и переживаниями. Внутри становится грустно от того, что все уже закончилось и стало очередной главой нашей книги жизни. Впереди каждого из нас ждут новые истории и новые этапы жизненного пути. Это не конец, это начало чего нового, поэтому лучше поставить в конце это истории загадочное многоточие, давая возможность нашему воображению работать дальше.

А сейчас эта небольшая история о моем лете, немного скомканная и неуклюжая, дала мне возможность пережить его уже в третий раз, ведь как известно, любое путешествие мы переживаем трижды: планируя его, переживая и, наконец, вспоминая…