Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Дороги Чусовой. Камни Столбы и Демидовский Крест

12.02.2017 13:15:26

Дорога Рассолёнки - Кын. Автор: Михаил ЛатышевГадание на картах занятно на реке Чусовой. Иногда у реки обозначены дороги – а их уже нет. И наоборот, дороги на местности есть, а на карте не показаны. На старых картах обнаружились дороги вдоль Чусовой, которыми пользовались ещё в прошлых веках. На современных картах они исчезли.

Сеть дорог горноуральской цивилизации – такой же памятник и её свидетельство, как пристани железных караванов, заводские плотины. Не весь товар на барках сплавляли, да и ездить по делам надо было чаще, чем раз в году. Зимой торили санный путь по льду реки. По лесным дорогам между чусовскими деревнями пробирались ямщики и государевы почтовые люди. Позже спецпереселенцы, заготовщики леса пользовались теми же дорогами.

Мы решили пройти вверх по правому берегу реки Чусовой от деревни Деменёвой к Демидовскому кресту и деревне Пермяковой. Обоих деревень уже нет, они исчезли в 1950 – 1970-х годах.

Может, остались следы дорог к ним?

От Рассолёнок к деревне Деменёвой

В конце августа наша велодвойка десантировалась на станции у деревни Рассолёнки.

От Усть-Серебряной, с "сибирского" берега через эту деревню шла дорога "за солью" на запад, к Кунгуру. Соль - ходовой товар, который в прошлых веках выгодно обменивали на пушнину у здешних аборигенов, племён коми и манси. Мясо животных, рыбу солили впрок перед долгой и трудной зимой.

По соляному пути к деревне от Кунгура можно проследить историю первых старообрядцев на Урале. Путь купцов с солью шёл через деревни Платоново и Симонята на реке Сылве, по её притоку Большая Бизь к одноимённой деревушке и дальше к деревне Симановой на речке Засольной. В них возникли духовные центры староверов.



Река Чусовая. Вид на боец Осиновый.. Автор: Михаил Латышев
К югу от Рассолёнок расположен хребет, разделяющий бассейны рек Сылвы и Чусовой. С его вершин берёт начало речка Засольная. А за перевалом – деревня Рассольная!

Соль разгружали на подводы и ехали к берегам Чусовой, к переправе близ устья Серебряной. Оттуда шла дорога в Сибирь, "навстречь солнцу".

Староверы, преодолев хребет, устраивали скиты и на глухих берегах Чизмы. Они же основали деревню Пермякову близ устья этой речки на Чусовой.

От Рассолёнок мы проехали дюжину вёрст на северо-запад и очутились на берегу Чусовой, на месте бывшей деревни Деменёвой. Деменёвы - старинная фамилия на Чусовой, происходящая от сокращенной формы мужского церковного имени Дементий (Дёма).

Деревню основали в XVIII веке старообрядцы. Возможно, первопоселенцы были родом из Соликамского уезда. Жители деревни добывали руду открытым способом в небольших рудниках. Руду нашли в двух верстах ниже деревни, у камня Коврижка близ устья речки Большой Еловой. Руду возили на Кыновский завод. Промышляла деревня и ямщицким промыслом.

Бывшая деревня Деменёва на Чусовой. Вид с камня Осинового.. Автор: Михаил Латышев
На месте деревни Деменёвой мы увидели живописную луговину и лодочные гаражи. На противоположном берегу угадывался выезд брода. Правее громоздился белыми утёсами боец Осиновый. Нас встретила группа туристов, которые, как и мы, собрались идти вверх по Чусовой, только на резиновых лодках. Напротив камня Осинового, чуть выше по Чусовой расположено устье другой речки, Малой Еловой. Шум водопада на Малой Еловой слышен издалека.

Вид на Чусовую вверх по течению с бойца Осинового.. Автор: Михаил ЛатышевДля перехода вброд приходится одевать водоступы - дно у Реки Теснин, как каменный ёрш! На правом берегу обнаружилась дорога до деревни Усть-Серебряной, уходящая на север к ручью Журавлик.

Мы решили влезть на вершину бойца Осинового "в лоб", с гружёными велосипедами. Нелёгкая задача решена, и вот мы стоим на вершине, с которой открывается красивый вид на Чусовую и устье Малой Еловой. Мы машем нашим знакомцам и обещаем, что свидимся у Креста. Они кричат, что будут переживать за нас.

В поисках старой дороги мы спустились с отрогов камня Осинового вниз, к ручью Ключи. Дорога "нашлась" в виде ровной заросшей насыпи.

Мы двинулись вверх вдоль реки, пробиваясь в высокой траве. За островом Осиновым нашлась уютная стоянка. Солнечный день сменился ночной прохладой, мошкара утихомирилась. Священная Чуоси тихо перешёптывалась с камнями-ташами. Завтра нас ждала речка Осиновая в "осиновом" царстве и новые приключения.

             От речки Осиновой к острову Нижнему 

Речка Осиновая встретила нас хмурыми прибрежными скалами, уходящими от устья на восток. Ледяная вода обжигала ноги, придавая сил.

Старая дорога должна была идти по склонам хребта, обрывающегося в Чусовую камнем Самаринским. Миновав избушку у берега, мы начали подъём.

В лесу дорога почти исчезла, только глубокие колеи между деревьями выдавали её. Пробираясь вдоль них, мы незаметно для себя пересекли границу Пермского края со Свердловской областью. В одном месте был найден кованый сундук, врытый в землю. Возможно, он служил хранилищем для припасов на случай остановки лошадей в глухомани.

Мы прорубали густую чишму велосипедами, не отклоняясь ни на шаг от колеи и сверяясь по компасу. Наконец, дорога спустилась в глубокий лог и понеслась к Чусовой.

Мы буквально свалились к берегу у острова Нижнего. Интересно, что в этом месте сохранились остатки каменной насыпи для съезда телег. Ощущение, что ездили они здесь лет сто назад…

Вид на бывшую деревню Пермякову. Съезд к броду у острова Нижнего.. Автор: Михаил Латышев

 

Правая протока Чусовой у острова Нижнего.. Автор: Михаил Латышев

При переходе вброд к острову размытая насыпь на дне правой протоки оборвалась. Вода клокотала под сёдлами, бурлила над багажниками. То я удерживал железного коня, то он держал меня, когда ноги подбивало струёй. Наше упорство победило, и мы оказались на мели между протоками. Райское место с песочком!

Мимо нас прошли сплавщики на катамаранах по левой протоке. По ней брод был полегче, и мы выбрались на высокий берег.

Демидовский крест напротив бойца Писаного.. Автор: Дмитрий ЛатышевТакие же крест и надпись высечены напротив на скале бойца Писаного.. Автор: Дмитрий ЛатышевПеред нами простиралась луговина деревушки Пермяковой. Выше по течению был остров Золотой. Под берёзой на жаре дремал старенький мопед. Его владелец, мужик из Рассолёнок, удил рыбу неподалёку. Он подошёл к нам в своих рыбацких сапогах по грудь и снял шапку. Рыбак восхищённо смотрел на нас, как на инопланетян, и выдохнул: "А я видел, как вы вброд переходили!"

Последние два километра по лугу бывшей деревни давались тяжело. Солнышко ласково катилось к закату, колёса наматывали последние метры разнотравья, буйно цветущего в полный рост. Наконец, мы вышли на финиш – заросшая дорога вывела на поляну у Демидовского креста. Напротив красовался могучий боец Писаный. Ура! Победа! 

Подойдя к Кресту, я положил ладонь на его шершавые вырубленные буквы. Камень был тёплым. Вниз от Креста к реке шла уютная тропинка с "лесенкой". Послышались голоса.

О чудо! Наши знакомые добрались сюда раньше на резиновых лодках вверх от устья Малой Еловой. Все были рады встрече, делились своими приключениями. Нас угостили свежим настоем иван-чая – ничего вкуснее я не пил!

  Деревня Пермякова и Демидовский крест 

Деревня Пермякова (как и Пермяки на Сылве) – топоним, говорящий о родовых местах древних коми. Эти племена русские называли сначала перямяками, потом зырянами.

Староверы срубили здесь первые избы в 1675 году. 

Чусовая у бойца Писаного.. Автор: Дмитрий Латышев

К концу XVIII века место обрело разбойничью славу среди сплавщиков. Жители деревни встречали железные караваны гуляньями у острова Золотого, завлекая барки на правую протоку. Там у зазевавшихся рулевых суда садились на мель.

От С.П. Латкина, уроженца Пермяковой 1893 г.р., филологами УрГУ было записано: "Раньше по Чусовой барки, гружённые чугуном, плавили, около нашей деревни очень часто садились. И все из-за острова, ведь река тут неглубокая. А барка как сядет на мель, так её разгружать надо… Много денежек этот остров вытянул из карманов. Вот и есть Золотой".

Известны рассказы о разбойнике Пермякове, чьи ушкуйники здесь грабили барки, убивали бурлаков. О деревне писал Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Вид Пермяковой отличается, пожалуй, довольно оригинальной красотой, хотя и поражает непривычного человека своей дикостью".

 
Боец Писаный. Фото 1912 года. Автор: С.М. Прокудин-Горский

8 сентября 1724 года в деревушке всего из десятка домов произошло нерядовое событие.

Ниша для распятия в Демидовском кресте.. Автор: Дмитрий ЛатышевАкинфий Демидов после смерти первой жены женился в Туле на Ефимии Ивановне Пальцевой. Когда Демидов повёз в Невьянск вторую жену, она была на сносях и родила сына Никиту прямо на берегу Чусовой здесь, у деревни Пермяковой. Представляю, какой был переполох!

Металлическое распятие старообрядцев. Село Кын. Автор: Михаил Латышев"Сам" приехать изволили, да ещё барыня рожают! Никита Акинфиевич перед 55-летием повелел установить на месте своего рождения каменный крест, вырубленный из цельного камня.

31 мая 1779 года крест был установлен - высотой 2,6 метра и шириной почти метр. На нём вырубили надпись о дате рождения с перечислением титулов Никиты Демидова. На скале у другого берега был высечен такой же крест и надпись о том же. Этот боец оттого стали звать Писаным. С обратной стороны на кресте вырубили нишу для распятия. Староверы на уральских заводах умели отливать их из металла. 

До революции жители деревни бурлачили на сплавах, заготовляли лес. В начале ХХ века деревня Пермякова снова "нехорошо прославилась".

Летом 1918-ого Белая Армия наступала на Пермь. Бои шли и здесь. К деревне вышла процессия монахов, для избежания кровопролития и братоубийства. И белые остановились, и красные не стреляли.

"Красноармейцы не решались стрелять, а венгры-интернационалисты без колебаний скосили из пулемётов и белых, и монахов", – повествует А. Иванов в книге "Message: Чусовая".

 Демидовский крест стоял надписью к деревне, а не к реке.. Автор: С.М. Прокудин-Горский

"Сознательный пролетариат" после победы Советской власти дополнил надпись на Кресте словами: "Здесь родился эксплотатор трудового народа".

В наше время Демидовы почитаемы – демидовская премия, демидовский экспресс, в Уральском университете – Демидовский зал.  Гримасы истории.

К 1960-м годам в деревне из одной улицы было двадцать пять дворов и магазин. С прекращением в 1974 году молевого сплава многие чусовские деревни исчезли. Не стало и Пермяковой.

Демидов крест, на удивление, сохранился! В советское время его свалили. Энтузиасты поставили Крест на место, да повернули надписью не в ту сторону, к реке. По  фотографии С.М. Прокудина-Горского от 1912 года это очевидно.


Река Чусовая. Вид со Столбов в сторону Писаного. Автор: Дмитрий Латышев

   Камень Столбы. Возвращение в Кын 

На следующий день мы отправились на разведку старой дороги в село Кын. Лес одарил нас грибами, замечательными лисичками, красноголовиками. В Пещерном Логу были найдены две небольшие пещеры, скрытые в моховых расщелинах, заросших папоротниками.

Уйдя с дороги в лес, в сторону реки, мы выбрались на главную вершину Столбов. Это красивейшие скалы на Чусовой! На горизонте поднимались хребты Каменного Пояса.

На вершине Столбов.. Автор: Михаил Латышев

 

Каменная Арка у Столбов. Автор: Дмитрий Латышев
 

Рядом с главной вершиной возвышались два живописных останца. Каменные башни высотой от двадцати до пятидесяти метров на любого произведут неизгладимое впечатление. На северной оконечности в скалах Столбов есть большая каменная Арка с пещерками.

Спустившись сквозь Арку, мы очутились на берегу. На дне реки лежали брёвна со времён молевого сплава. 

Чусовая у Столбов. Остатки молевого сплава.. Автор: Дмитрий Латышев

Нам захотелось посмотреть на Столбы с другого берега… и мы переплыли Чусовую! Надувной матрац времён СССР послужил плотиком для рюкзаков. Священная Чуоси обдала нас холодной водой и отнесла к стоянке сплавщиков.

С правого берега удалось хорошенько разглядеть башни Столбов. Чусовляне так о них говорили: "...дальше там Столбы о четырех углах. С одного угла - старик в тулупе, с другого - старуха с котомкой". Интересно, которая башня была "стариком", а которая звалась "старухой"? 

Старик в тулупе и старуха с котомкой.. Автор: Дмитрий Латышев

 
Сгорбленная старуха?. Автор: Дмитрий Латышев

 


Старик в тулупе?. Автор: Дмитрий Латышев

У стоянки на "сибирском" берегу нашлись следы дороги, уходившие к реке. Так мы обнаружили брод от камня Писаного к Демидовскому кресту. Получилось, что мы поднялись от Креста на Столбы, стоящие на левом берегу, а вернулись по броду с правого берега. Выше по течению гряда Столбов превратилась в маленькие живописные скалы.

Выше по течению гряда Столбов превращается в маленькие скалы.. Автор: Дмитрий Латышев

 

Ночью у Креста мы устроили небольшое световое шоу.

Утро порадовало нас ослепительным солнцем. Накануне поход по Столбам проходил то под дождём, то под разрывами туч. Нам оставалось вернуться в Кын, и мы отправились по разведанной дороге. Дорога вывела нас на вершины хребта. Подъём по девственному лесу запомнился встречей с дикими пчёлами. Чёрная мохнатая пчела – реликт уральского леса!

Последствия от укуса реликта помогла нейтрализовать аптечка. На высоте дорожка пошла через вырубки и снова устремилась в лес. Из травы неожиданно взлетали глухари. Красивая огненная лиса вышла на тропу и недовольно уставилась – чего шумим?

Наконец, мы оказались на той же дороге от Рассолёнок, по которой начали своё путешествие. Преодолев двадцать пять вёрст, мы к вечеру въехали в село Кын.

Вечная и прекрасная Река Теснин молчаливо несла свои воды у Кыновского перебора. Всё вокруг наполнялось спокойствием.

Кыновская каменная пристань на Чусовой. Автор: Михаил Латышев

 

Текст: Михаил Латышев

Фото: Дмитрий Латышев, Михаил Латышев

comments powered by HyperComments