Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство Азимут". Все права защищены. Текстовые материалы размещенные на сайте являются собственностью Издательства Азимут и не могут быть использованы без письменного разрешения.

Аракульский Шихан. 22-23 июля 2017.

04.10.2017 01:50:44

Поездка обещала стать странной – стоянка предполагалась далеко от берега, да и вообще, от воды. Как же так, поехать – и даже не помочить ножки в каком-нибудь суровом уральском озере?

Но, наслушавшись рассказов про «тот самый Шихан», разве можно было отказаться? Выезд был назначен, как всегда, на ночь, и с удивлением обнаруживаем, что выехали вовремя. И в седьмом часу утра, помятые после поездки, вся группа стоит в поселке Силач в попытках понять, где искать транспорт, который должен был забросить вещи на точку. Кажется, что-то пошло не так. Но именно с этого момента и началось веселье.

Заброска на Шихан. Поселок Силач, 22.07.2017, ГАЗ-66. Автор: Ирина Биктимирова

Нашелся новый транспорт – ГАЗ-66, в просторечии – «шишига». И он повезет не только вещи, но и нас! Это удовольствие не для слабонервных. Писк, визг, восторг, на каждой кочке подкидывает, перекатывает от борта к борту, «убирайте руки, там крапива!», «после такого знакомства вы должны будете на мне жениться», «ай, спасите, помогите, зачем я на это согласился». А те, кто бывал здесь раньше, флегматично комментируют – «как же нам повезло, дорога совсем сухая».

Место выброски – южная часть массива, почти у самого начала. Еще утро, а мы уже на месте, палатки стоят (при этом, туристические тропинки проходят между ними, и уже с обеда мы наблюдали массу удивленных туристов, проходящих через наш лагерь).

И вот, когда уже нет сил больше ждать, начинается то, зачем мы, собственно, приехали.

Мы поднимаемся по скалам, они выглядят, как стена, неизвестно кем сложенная из кубиков. Маршрут пролегает с юга на север, все выше, и выше. Гранитные глыбы, выветренные, сточенные водой, на ощупь как шары из деталей конструктора. Крошечные пластинки шпата, слюды и кварца, если рассмотреть поближе, сияют под ярким солнцем всеми цветам радуги. В расщелинах камня растут мох и лишайник. Одна интересная особенность Аракульского Шихана – каменные чаши. Некоторые полны водой, в других растет мох. Иногда встречаются чаши, поросшие травой, как небольшая полянка посреди скал.

Аракульский Шихан. 22.07.2017.. Автор: Ирина Биктимирова

«Археологи нашли у скал несколько стоянок древнего человека (эпохи бронзы и раннего железного века). Обратите внимание на кое-где встречающиеся на скалах углубления. По одной из версий в этих каменных чашах наши далекие предки совершали обряды жертвоприношения и разводили ритуальные костры. Диаметр каменных чаш около двух метров, а глубина доходит до одного метра.

Всего в окрестностях Аракуля археологи обнаружили 13 археологических памятников. Возраст находок варьируется от энеолита до второй половины XIX века».

В начале маршрута мы просто идем пешком, практически прогулочным шагом перескакивая с камня на камень. Но чем дальше, тем сложнее подъем, тем чаще приходится прижиматься к скале, обходя широкий камень по радиусу. Иногда – упираться спиной в один камень, а ногами в другой, напротив, чтобы подняться еще на уровень выше.

Вид на Озера Малый Каган и Большой Каган  23.07.2017. Автор: Ирина Биктимирова

Вид на Озера Малый Каган и Большой Каган 22.07.2017. Автор: Ирина Биктимирова

После таких подъемов задерживаемся на смотровых площадках чуточку дольше. Впрочем, виды, открывающиеся с вершин Шихана, стоят того, чтобы на них смотреть.

Замечательная солнечная погода, поблескивающие на солнце озера, ярко-зеленые вершины деревьев, высокое небо…

А подъем продолжается, вот уже и замечательный лаз между камнями. Мы подходим к нему как раз с нужной стороны. Если сквозь него пролезть, и выглянуть, над головой как раз будет надпись: «Я просто ехал прямо».

Камень

Ветер усиливается, обдувает разгоряченные лица, как раз нечаянный участок травы на камнях, и мы приближаемся к той части, где пройдет уже не всякий. К северной части Аракульского Шихана, высокой, прекрасной, манящей…

Но погода портится. Уже смутно-серым кажется небо, ветер все сильнее, листья осин трепещут. Будет дождь. Поэтому самые смелые лезут вверх, самые уставшие идут в лагерь, а самые сумасшедшие идут купаться в озере Аракуль.

Смелых оказалось немного и до конца они не пошли, присоединившись к уставшим.

А самые сумасшедшие рванули вниз по лесной тропинке, чтобы успеть до дождя. Вприпрыжку бежать вниз по дорожке, чувствуя себя ребенком на летних каникулах – вот оно, счастье! Правда, до нормального пляжа мы не дошли. Там оказалось очень много людей, и мы решили сменить маршрут, рванув в леса. По дороге нам встретилась машина с охотниками (у них было настоящее оружие!) – не самое радостное открытие для людей, которые, не видя троп, носятся по лесу. Поэтому, когда наши пути разошлись, мы только обрадовались.

И вот, наконец, подходящий спуск к воде. Озеро Аракуль раскинулось перед нами. Может быть, нам вдвойне повезло, что мы не попали на общий пляж. С этой стороны никого нет, как будто озеро принадлежит только нам.

Озеро Аракуль под грозой, 22.07.2017. Автор: Ирина Биктимирова

Подпишись на лучшие маршруты по Уралу. Автор:

На горизонте уже собирается прекрасная черная туча, но это точно нас не остановит. Какая прекрасная вода! Какой замечательный крупный песок! Какие отличные кувшинки! Я не шучу. Несмотря на приближающийся дождь, купаться в озере после пробега по скалам под палящим солнцем, а затем по духоте леса – просто ошеломительное ощущение. Мы радостно плещемся в воде (она, кстати, вовсе не холодная!), до тех пор, пока молнии не подходят подозрительно близко. После чего стремительно одеваемся, и под начинающимся дождем поднимаемся вверх, к перевалу.

Гроза нас догнала. К тому моменту, как мы добрались до самого Шихана, мы были мокрыми насквозь. Если кто-то переживал, что искупавшись в озере, мы все равно взмокнем, пока добираемся до лагеря – то теперь все опасения отпали.

Вода, льющаяся с каменных стен, теплая, как парное молоко. Прогретые за день на солнце камни охотно делятся своим теплом. Когда дождь немного утих, мы полезли через перевал. Для удобства таких же сумасшедших там вбиты металлические скобы (не одни мы – любители поплавать). В дождь они становятся очень скользкими! Никто не падал, но скользили и качались все.

Дождь стих окончательно лишь тогда, когда до лагеря оставались считанные метры. Мы были мокрые, и очень, очень счастливые.

С приходом темноты серый туман затянул поверхность озер и постепенно начал расползаться вширь. Но небо все еще было ясным. Чтобы смотреть на небо, усыпанное множеством звезд, приходилось прижиматься к поверхности камня всем телом – на вершине ночью дует прохладный ветер. А после дождя и так было не жарко. Но желание любоваться звездным небом было сильнее нежелания мерзнуть. А если еще укрыться от пронизывающего ветра в подходящей каменной чаше – получится совсем идеально. С вершины спустились лишь когда зуб на зуб перестал попадать.

Звездное небо над Аракульским Шиханом. 22-23.07.2017. Автор: Ирина Биктимирова

Как ни странно, костер еще горел, и самые упертые гитаристы тоже еще оставались у огня. Как и бывает в таких случаях, вспомнили самое любимое, то, что не играют обычно в больших компаниях, самое искреннее и идущее от сердца…

Утро началось с блинчиков (да-да, мы довезли на «шишиге», не разбив, десяток яиц), и плавно перешло в развлечения по желанию. Несколько человек ушло лазать по скалам – это зрелище зачаровывает даже тех, кто не умеет этого делать. Можно было забраться на вершину скалы рядом с лагерем, поиграть на гитаре, позагорать.

Отдых. Аракульский Шихан, 23.07.2017. Автор: Ирина Биктимирова

Широко известно, что на Аракульском Шихане есть стоянки древнего человека. Так вот, можно было почувствовать себя одним из древних людей и заняться… собирательством! Мы выбрали, как оказалось, очень подходящее время – все просторы вокруг поросли черничниками. И даже земляника еще кое-где попадалась. Так что к столу у нас были литры черники. Особенно радовали собиратели, которые набирали полные тарелки черники со словами – «я вообще-то ее не люблю, но она там прямо полянами растет, остановиться не получается». Нашлись среди нас и те, кто набрал иван-чая, таволги и мяты – видимо, из любви к искусству.

Скалолазы на Шихане, 23.07.2017.. Автор: Ирина Биктимирова

Обратно мы выбирались все на той же «шишиге». Дорога после грозы стала куда веселее, ямы с водой глубже, ухабы куда более скользкими. Неописуемый опыт – наблюдать из кузова ГАЗ-66, как мы въезжаем в глубокую яму, заполненную водой, и практически вплавь движемся несколько метров. При этом нас мотает из стороны в сторону, как на какой-нибудь горке в парке аттракционов – все удовольствия для вас!

Шихан – такой замечательный скальный массив, где от стирания кожи на коленках спасут только наколенники. Шероховатая поверхность камня, многоцветная и единая, оставляет свой след. Но гораздо более глубокий след Аракульский Шихан оставляет в памяти. Скалы безумно красивы. Каменная стена посреди леса – от нее невозможно оторвать взгляд. Суровое уральское озеро – дикое, словно бы первозданное – не пожалейте лишних 10 минут, чтобы подойти к нему не со стороны общего пляжа, это, правда, стоит того!

Всем прекрасного уральского лета!

КНИГА ПРО УРАЛ

Аракульские Шиханы и другие достопримечательности Урала в подарочной книге

УРАЛ. АНТОЛОГИЯ ЛУЧШЕГО

Подарочная книга про Урал, которая не оставит Вас равнодушным. Каждая страница книжного путешествия подарит новые чудеса и открытия. Высокие горы и уютные полянки, таинственные менгиры и геоглиф, блеск золота и самоцветов показаны в ней глазами фотомастеров высшего класса.

Книга Урал станет прекрасным подарком как для гостей Урала, так и для самих уральцев.